ЗЯБ – тайна, покрытая мраком

Еще лет пять назад генеральный директор ЗЯБ Валерий Песков торжественно провозгласил, что к 2012 году ЗЯБ станет предприятием европейского формата. Однако на данный момент ЗЯБ – потопленный «флагман стройиндустрии» с долгами, которые приближаются к миллиардной отметке.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

2006 год был для завода юбилейным – 45-м. И стал годом начала масштабного технического перевооружения предприятия, которым потом не раз попрекнут его генерального директора Валерия Пескова.

В июне ввели новую линию по производству газобетонных блоков «Суперблок», применение которых в строительстве обеспечивает самые современные требования по новым стандартам энергосбережения. По лизинговой схеме закупили оборудование по производству многопустотных плит перекрытий по бельгийской технологии ECHO ENGINEERING.

Объем строительно-монтажных работ вырос на 81% по сравнению с 2005 годом, более чем в два раза выросли объемы производства и отгрузки ячеистого бетона, почти на 19% выросла среднемесячная зарплата работников. Так значилось в докладе общего собрания акционеров завода.

На достигнутом завод не остановился. В августе 2007 года запускается та самая бельгийская линия, а в апреле 2008-го линия по производству вибропрессованных изделий немецкой фирмы «FRIMA» мощностью 1000 кв. метров тротуарной плитки в смену.

Кризисом, что называется, еще не пахло. Однако на одном из собраний с коллективом Валерий Песков предупредил:

– Не берите долгосрочные кредиты, настанут тяжелые времена.

– Народ, конечно, на это внимания не обратил, – говорит одна из работниц отдела сбыта завода Александра Епифанцева (имя изменено. – Прим. ред.). – И только после банкротства предприятия до нас дошло – то ли директор знал о кризисе, то ли о предстоящем банкротстве.

Почему же тогда сам директор взял многомиллионные кредиты? Ведь, по словам генерального директора Камского инженерного центра «Синергия», депутата горсовета, проектировщика Ильдуса Камалова, такая же бельгийская линия по производству многопустотных плит перекрытий есть в Минске. Но белорусы купили ее чуть ли не в пять раз дешевле, чем мы.

К сожалению, задать интересующие нас вопросы главному фигуранту не удалось. Связаться с Валерием Песковым весьма сложно. Бывшие работники ЗЯБ держат в секрете все адреса, пароли и явки и на вопросы отвечают односложно – не имеем права.

ФУТБОЛ, ВОДА И ДОМОСТРОЕНИЕ

Фигура бывшего директора Валерия Пескова весьма неоднозначна. Одни говорят, что это молодой и энергичный руководитель, который хотел, как лучше, а плохо само вышло. Другие утверждают, что во многом к банкротству предприятие подвела недальновидность в политике.

Стоит отметить, что поначалу Валерия Пескова со строительством связывали лишь родственные связи – его родители были профессиональными строителями. Самого Валерия Борисовича с детства привлекал футбол, и в нем он добился определенных успехов. Играл в челнинском «Торпедо», который был переименован в «КАМАЗ», в 1989 году перешел в казанский «Рубин», а затем в ижевский «Газовик-Газпром», был вратарем удмуртского «Зенита».

Футбол и домостроение – вещи малосовместимые. Однако по отношению к заводу Песков применил настоящий футбольный прием, когда вратарь покидает ворота, пополняя численность команды. Разница была только в том, что команда, то бишь завод, остался фактически без главы аккурат перед мировым кризисом.

Собственно, переживать по поводу неудавшейся карьеры строителя Валерию Пескову не стоит. Ведь бывший футболист, помимо звания победителя всероссийского конкурса «Руководитель года» и «Человек – золотое сердце», является еще членом совета директоров компании по розливу минеральной воды «Увинская жемчужина» с 75% акции компании. Судя по тому, что компания в ноябре прошлого года масштабно отметила свой 10-летний юбилей, на котором присутствовал и Валерий Песков, с водным бизнесом у него дела явно заладились.

НА СТАДИИ БАНКРОТСТВА

Весь 2009 год ЗЯБ пребывал в стадии банкротства. Снизились объемы выпуска продукции, значительно упала и выручка от продаж жилья. Зарплата на заводе снизилась в два раза. Несмотря на это, люди работали. Они помнили и худшие времена, когда в лихие 90-е зарплату выдавали табаком и ситцем.

Параллельно с рассмотрением дела в Арбитражном суде о банкротстве завода Валерий Песков, неожиданно вернувший себе кресло гендиректора завода, официально заявил о запуске строительного технопарка и привлечении зарубежных и российских инвесторов. Дальше заявления дело не пошло – на заводе две недели среди работников бурно обсуждали эту затею, а потом дело замялось, заводские площади по-прежнему пустовали.

Потом начались более памятные читателю события. На ЗЯБ пришла арбитражный управляющий Светлана Соколова. По имеющейся у нас информации, в Самаре на прошлой неделе Песков и Соколова должны были встретиться на судебном заседании. Чем оно завершилось – тайна за семью печатями. Так же как и источник, порекомендовавший Пескову этого арбитражного управляющего.

РАБОТЫ НЕТ, А РЕФЛЕКС ОСТАЛСЯ

Заключительный период завода связан с правлением УК ЗЯБ.

– Песков – хороший руководитель, но молодой, – рассуждает Александра Епифанцева. – Взял дорогостоящее оборудование, а потом упали продажи, кризис начался, и вот – сил не рассчитал. Зато никого не сокращал, не увольнял. Всем работу давал. А вот команда Базанова (ген. директор ООО «УК ЗЯБ» – Прим. ред.) вряд ли думала о восстановлении производства. Сократили программистов, почти весь отдел снабжения. Вместо профессиональных специалистов ставили «своих» людей. Мы обращались в прокуратуру, в суд. Однако законно восстановиться на заводе не смогли. Новые руководители завышали цены на инертные материалы. Если по городу тонна песка стоила 200 рублей, то они умудрялись купить где-то за 300. Пленка для газобетона по 83 тысячи рублей покупалась за 120. Куда уходила разница, остается только догадываться. Зато хорошо продавался востребованный газобетон. Сейчас на заводе ничего нет – ни добавок к цементу, чтоб зимой не застывал, ни извести, ни алюминиевой пудры, которую надо везти из Волгограда. Как можно начинать работать в таких условиях, когда ничего нет?

Несмотря на это, работники надеются на то, что завод рано или поздно заработает. На прошлой неделе зябовцы почистили территорию от снега. Работы у них нет, а рефлекс остался.

– У нас аура на заводе была хорошая, – говорит собеседница-заводчанка с 24-летним стажем. – Семьями на заводе работали. По 5 лет в отпуске не были. Поэтому и не хотим уходить. И сейчас многие говорят, что, если завод снова заработает, люди работу за 20 тысяч согласны оставить и прийти обратно.

ЗА МИЛЛИАРД ЗАВОД НЕ КУПЯТ

В принципе, все: и городские власти, и кредиторы, и конкурсный управляющий – за то, чтобы завод купил один эффективный собственник. По словам гендиректора Комбината строительных материалов – непосредственного соседа ЗЯБ – Сергея Хлебникова, весь вопрос только в цене, по которой новый хозяин будет его приобретать. Если объявить его за миллиард, понятно, что в очередь никто не встанет. Нужна разумная стоимость. Но при этом надо понимать, что оборудование, которое находится в залоге или в лизинге, вместе с имущественным комплексом переходить новому собственнику не будет. Поэтому цена никого не устраивает.

– Не думаю, что земельный участок под заводом интересен для возведения жилых домов и найдется кто-то, кто будет потом квартиры покупать, – выразил сомнение С. Хлебников. – Конечно, уже подведены коммуникации, хоть и старые, но законных оснований сносить ЗЯБ нет.

– Иной раз достаточно одного звонка из Кремля, чтобы ситуация разрешилась, – вспомнил события в Пикалево депутат Ильдус Камалов. – Можно провести реструктуризацию долгов, составить график погашения. Новый завод из олигархов в городе никто не построил. А вот старое хапают – создают ООО, чей уставной капитал ничтожен, и начинают делить предприятие. Я думаю, кто-то положил глаз на завод. У меня даже есть предположение, кто это. Рано или поздно мы узнаем, кто отсиживается в кустах.

Возможно, узнать о том, «кто отсиживается в кустах», помогло бы совещание, на которое неделю назад из Казани срочно приехал Премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Однако совещание проходило за закрытыми дверями.

 

 
По теме
В октябре 2023 года  Управлением Россельхознадзора по Республике Татарстан АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»,
Только 72% татарстанских самоходных машин прошли ТО в 2023 году — это более 71 тысячи единиц техники, сообщил «Реальному времени» начальник Управления Гостехнадзора Республики Татарстан Альберт Бурганов.
Участники обмениваются опытом. На протяжении двух дней ведущие представители химической отрасли, производители аммиака и метанола обсуждают ход реализации инвестиционных программ и импортозамещения, сообщает АО «Аммоний».
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори