Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг

Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Священник-воин. А.Е. Малов — жизнь и подвиг
Фото: www.pravchelny.ru

От автора-составителя.

Идея познакомить читателя с выдающейся личностью — священником-воином зрела давно. И причин тут немало. Одна из них, показать, что наш город Набережные Челны был славен таким героем — протоиереем Андреем Евграфовичем Маловым, который начинал свое священническое служение в далеком 1839 году именно в селе Бережные Челны. И еще, на наш взгляд, важно продемонстрировать, особенно молодому поколению, пример истинного служения своей Родине, пример мужества и патриотизма, тех самых качеств, которых так не хватает в наше время.

Если кратко, то официальная биография нашего героя выглядит так:

Андрей Евграфович Малов (1815-1889) — протоиерей, имеющий митру и орден св. Анны 1-й степени, первый настоятель Ташкентского военного Спасо-Преображенского собора родился в 1815 году в Самарской губернии в семье священника. В 1839 году он был рукоположен в священники и назначен в церковь села Бережные Челны. До 1856 года он служил в России, в 1856 году был назначен настоятелем Рязанской церкви в форт Перов ский в Туркестан.

Был участником похода генерала М. Г. Черняева в мае-июне 1865 года на Ташкент. Во время штурма Ташкента священник А. Е. Малов был в числе первых воинов, взобравшихся на стены укрепления города у Камаланских ворот города, за что получил «Георгиевский» наперсный крест. В 1870 году отказался от епископского сана. Его зять — муж единственной дочери Елизаветы (1841—1927) — штабс-капитан Лев Ефимович Коржев погиб при первом штурме Ташкента в октябре 1864 году и был похоронен в числе других русских воинов в братской могиле в Ташкенте. Позднее здесь была воздвигнута часовня в память павших воинов: «… по ходатайству лиц, участвующих во взятии Ташкента, … Генерал-Губернатор разрешил сооружение памятника над могилою павших воинов на геройском штурме этого города, для чего предоставил им избрать из своей среды распорядительный комитет и открыть подписку в пределах Туркестанского края. В силу этого разрешения, участниками взятия Ташкента избран распорядительный комитет из председателя — протоиерея Малова…».

Военный собор в Ташкенте, настоятелем которого был священник Андрей Малов

При непосредственном участии А.Е. Малова осуществлялась постройка Военного собора в Ташкенте, первым настоятелем которого и стал священник Малов. После смерти Андрея Евграфовича Малова, последовавшей 3 апреля 1889 года, он был похоронен у северной стены левого придела Ташкентского военного Спасо-Преображенского собора. 

Военный собор в Ташкенте

Если проследить хронологически, то из краткой биографии священника следует, что он служил сначала в селе Бережные Челны в Никольском храме, (начал служение в 1839 году), затем с 1840 по 1850 год был священником в селе Матвеевка Мензелинского уезда, и после этого в Мензелинском соборе в должности благочинного церквей уезда. В 1856 году, т.е. через 17 лет пребывания в Мензелинском уезде Уфимской губернии, отец Андрей Малов поступил на службу полковым священником и был направлен в форт Перовский. Нельзя отрицать, что в период служения в Мензелинском уезде Андрей Малов формировался как личность, рос его опыт священнослужителя, закладывались будущие зачатки отважного воина-героя. И эти факты, несомненно, позволяют нам гордиться им, помнить, и знать биографию нашего капеллана, принимавшего самое действенное участие в собирании Государства Российского и укреплении его границ. 

Никольская церковь, село Бережные Челны

При составлении данного труда мы попытались обобщить наиболее интересный материал о нашем земляке-герое, который оказался доступен в литературных, архивных и Интернет-источниках. К великому сожалению, наши обращения к ныне живущим потомкам протоиерея А.Е. Малова оказались безрезультатными. Тем не менее, отрывки их посланий с форумов нами приведены в авторской редакции.

протоиерей Андрей Евграфович Малов

Основной материал предваряется отрывком из книги митрополита Ташкенского и Среднеазиатского Владимира, где очень ярко и современно представлен материал о протоиерее Андрее Малове и дается оценка его жизненному пути. Далее в полнотекстовом формате читатель может ознакомиться с жизнеописанием Андрея Евграфовича Малова, которое было опубликованное в 1890 году в Ташкенте его дальней родственницей Л. Симоновой (Хохряковой), преподавательницей Ташкентской женской гимназии, лично знавшей прославленного протоиерея и записавшей его биографию в ходе личной беседы.

Есть надежда, что до сих пор известное лишь в узком кругу историков и краеведов, жизнеописание героя-подвижника о. Андрея Малова станет теперь известно более широкому кругу лиц, в том числе и православного вероисповедания, которые с интересом узнают еще об одном патриоте-подвижнике, уважаемом священнике, прекрасном семьянине, жизнь которого достойна подражания.

Хочется просить уважаемых читателей вознести свои молитвы об упокоении души протоиерея Андрея Малова — нашего славного соотечественника и прославителя нашей Родины — Великой России!

Диакон Алексий КОМИССАРОВ,

Богоявленский храм (г. Менделеевск)

 

Вместо предисловия

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Первые по времени главы из книги «По следам апостола Фомы»

Протоиерей Андрей Малов:

« Лучше бы мне дали митру вместо ордена... »

…Клеветническая фраза большевистского вождя: «Россия — тюрьма народов» стала походить на правду только при основанной этим самым вождем тоталитарном режиме. И в большевистской «тюрьме» солонее всех приходилось именно русскому народу, сто миллионов жизней положившему под топор гражданской войны и террора, голода, «раскрестьянивания», и еще больше душ — на сатанинский жертвенник «воинствующего безбожия». Тогда-то и началась пресловутая «русификация»: большевистская номенклатура, не имеющая веры и нации, до неузнаваемости изувечила русский язык, превратив его в «рупор идеологии», и, силясь заставить говорить на этом жаргоне все оказавшиеся в ее власти народы. Винить ли Россию в том, что она не устояла против западных богоборческих теорий? Виноват ли сам народ, если его «интеллектуальная элита» заразилась духовной чумой?

Виднейшим из первых устроителей церковной жизни в Туркестане явился протоиерей Андрей Малов, которого называли даже «основателем епархии». Служение его было долгим и плодотворным: из 84 лет своей жизни отец Андрей ровно шесть десятилетий прослужил в священном сане, из них 37 отдал окормлению туркестанской паствы. Он происходил из потомственного духовенства, окончил Оренбургскую Духовную семинарию, был настоятелем храма в селе Бережные Челны на Каме (ныне город Набережные Челны), затем священствовал в соборе города Мензелинска. В 1856 году, будучи уже 40-летним вдовцом, отец Андрей откликнулся на призыв поработать на ниве Божией в новом краю. В Туркестан он пришел в качестве полкового священника, приняв на себя трудности и лишения походной жизни. По воспоминаниям современников: «На этом поприще отец Андрей совершил длинный ряд подвигов мужества, самопожертвования и христианской любви к ближнему. Не меняя посоха на меч, и не зная другого оружия, кроме креста, он воплощает в себе тип истинного пастыря воинов. Решительно везде был он духовником умирающего на поле брани солдата. Христолюбивое воинство не знало страха там, где с ним был «батюшка Малов», — когда в его рядах шел этот безоружный, представительный, почтенной наружности человек в пуховой шляпе, с крестом в руке и блестящей крестообразной дароносицей на груди. Для солдат он являлся дорогим пастырем, принимавшим под пулями их последние вздохи, тихо шептавшим отходную над умирающим воином. Солдаты не могли не полюбить того, кто рисковал собою ради искренней любви к Богу и к ним». При штурме Ташкента отец Андрей с крестом в руках шел впереди русских полков: его появление настолько поразило оборонявшихся, что они перестали стрелять. На стены города он поднялся третьим (после двух опередивших его офицеров), был за это награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Всего при взятии Ташкента русские потеряли убитыми 25 человек, оборонявшиеся — 18.

В 1866 году протоиерей Андрей Малов был назначен благочинным приходов всего Туркестанского края, с правом разрешать без согласования с архиереями постройку храмов и освящать их. Еще до этого, будучи священником форта Перовский (ныне Кзыл-Орда), отец Андрей проявил себя устроителем приходской жизни. Отправившись «в отпуск» в Россию, он сумел организовать там широкий сбор средств на храм в Перовском: так был воздвигнут в этом краю первый «каменный» храм. Денег от сбора поступило столько, что их хватило на создание храмов не только в Перовском, но и в Казалинске и Худжанде. В Перовском отец Андрей создал также русскую, а затем и «киргизскую» (для детей казахов) школы. Первыми его делами в Ташкенте было строительство храма-часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского и организация всероссийского сбора средств на строительство соборного храма в столице Туркестанского края.

Православная часовня в память павших воинов при взятии Ташкента

Первоначально православные богослужения в Ташкенте совершались под открытым небом у Александро-Невской часовни, привлекая заинтересованное внимание мусульманского населения. Протоиерей Андрей Малов, имевший много церковных и светских наград (среди них — ордена святого князя Владимира и святой княгини Ольги всех степеней), узнав, что его представляют к очередному ордену, писал в Святейший Синод: «В Ташкенте вокруг площади, где совершаются богослужения, собирается большое количество мусульман, относящихся к службе чинно и почтительно. Торжественность и благолепие нашей службы действуют сильно. А для большего еще благолепия лучше бы мне дали митру вместо ордена». Отец Андрей ревновал, конечно, не о личной награде и не о миссионерстве, а о том, чтобы внушить местным жителям большее уважение к Православию. Его ходатайство было удовлетворено: отцу Андрею пожаловали золотую митру, украшенную драгоценными камнями.

Современный вид часовни

В 1870 году, когда обсуждалось учреждение православной епархии в Туркестане, протоиерея Андрея Малова вызвали в Святейший Синод и предложили, по восприятии монашества и возведении в епископский сан, возглавить Ташкентскую и Туркестанскую кафедру. Лучшей кандидатуры, казалось, невозможно было и представить: священнослужитель выдающихся заслуг, любимый паствой края, 56-летний вдовец, отличавшийся пастырской ревностью и строгим личным благочестием. Отец Андрей по смирению отказался от епископства, сказав, что «не считает себя достойным принять столь высокий сан и сопряженные с ним столь тяжелые обязанности». Однако в условиях, когда имперские власти препятствовали утверждению в Ташкенте архиерейской резиденции, пребывание в столице края в качестве благочинного такого ревностного пастыря, как протоиерей Андрей Малов, оказалось бесценным. Отец Андрей организовал сбор средств и строительство в Ташкенте величественных Иосифо-Георгиевского и Спасо-Преображенского соборов (в обоих этих храмах он являлся первым настоятелем), участвовал в созидании храмов Самарканда, Чиназа и многих сельских.

Труды благочинного и настоятеля Спасо-Преображенского собора протоиерей Андрей Малов нес до 1892 года, когда из-за ухудшения здоровья был вынужден ограничить свою деятельность, продолжая подвизаться в качестве приходского священника.

В 1899 году отец Андрей отметил 60-летие своего пастырского служения; чествование «маститого старца и духовного отца» вылилось в торжество всех православных Ташкента. Через месяц после этого празднования, 3 апреля 1899 года, протоиерей Андрей Малов мирно скончался. Газета «Туркестанские ведомости» писала о том, как провожала паства любимого пастыря:

«Вынос тела из дома в Спасо-Преображенский собор состоялся 6 апреля в 8 часов утра. К этому времени к дому покойного народ непрерывной лавой стекался со всех сторон. Гроб с прахом почившего вынесен в предшествии хоругвей и духовенства, несших на подушках ордена и медали о. Андрея и пожалованный ему городом Ташкентом образ. Раздалось торжественное «Коль славен», и печальная процессия открыла шествие. Гроб, переходя из рук в руки, был все время несом до самого собора; колесница следовала сзади; затем шли дочь, внуки и внучки почившего, начальствующие лица учебного ведомства, а также несметные толпы народа. По мере прохождения процессии народ прощался с о. Андреем при звуках непрекращавшегося гимна «Коль славен». У гимназий (теперь юридический факультет ТашГУ и АПН) процессию встретило духовенство учебных заведений. Соборная улица едва могла вместить всех провожавших о. Андрея. Тихо, торжественно-печально процессия достигла собора, куда для последнего отпевания и прощания внесен был гроб с останками почившего и глубокочтимого духовного пастыря, истинно русского человека и первого по времени радетеля просвещения и церковного дела в Туркестане».

Отпевание почившего соборно совершали 26 иереев; в надгробной речи его преемник по настоятельству в Свято-Преображенском соборе, протоиерей Петр Богородицкий, сказал:

«В Ташкенте сменялись начальники, выбывали на родину чины администрации, а достославный о. протоиерей Андрей Евграфович Малов пребывал неизменно в этом крае до своей кончины. Он первый из пастырей внес сюда свет Христова Учения; под его руководством строились первые храмы в Ташкенте до великолепного собора включительно; на его глазах, при его участии полагались первые семена русской культуры и русского благоустройства, — семена, уже приносящие обильный плод. Маститый старец дожил свои годы в любимом Ташкенте. И вот Господь Милосердный воздал почившему по его заслугам: удостоенный глубокой старости, сподобившийся мирной христианской кончины, первый пастырь Ташкента упокоится в сем храме Божием, Блажени умирающие о Господе».

Протоиерей Андрей Малов был похоронен у стен Спасо-Преображенского собора, созданию и окормлению прихода которого он посвятил столько трудов. Когда богоборцы взорвали этот великолепный храм Туркестана, вместе с ним была уничтожена и могила отца Андрея.

Предлагаем вашему вниманию жизнеописание Андрея Евграфовича Малова , которое было опубликованное в 1890 году в Ташкенте его дальней родственницей Л. Симоновой (Хохряковой), преподавательницей Ташкентской женской гимназии, лично знавшей прославленного протоиерея и записавшей его биографию в ходе личной беседы. В заключении материала приведены отзывы потомков с Интернет-форума.

 
По теме
Священники Тимофей Маташов и Илия Маташов доставили гуманитарную помощь, собранную приходами Чистопольской епархии А у иерея Василия Имукова к этому времени закончилась длительная командировка от Синодального отдела п
Постный мастер-класс и беседа с батюшкой - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье В день Торжества Православия православная молодежь города Набережные Челны приняла участие в гастрономическом мастер-классе в Кулинарной школе-студии L'Art culinaire! .
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система