За полгода челнинская пенсионерка, назовем ее Ириной Петровной, отправила «ясновидящей» Марии Дюваль уже больше 100 тысяч рублей. Бывшая учительница не богата, но она регулярно ходит на почту, чтобы перечислить деньги, в надежде, что Дюваль вот-вот поможет ей выиграть крупную сумму…
Пенсионерка не только тратит на это все свои деньги, но и занимает у соседей. В холодильнике пусто, долг по коммунальным счетам копится. Квартира пожилой женщины завалена книгами и амулетами от Дюваль. Отношения с родственниками, которые пытаются ее вразумить, испорчены. Ведь «сама Дюваль» предупреждала, что вокруг будут скептики, которые будут мешать. О чем Ирину Петровну не предупредила провидица, так это о том, что вожделенная цель никогда не будет достигнута.
Ведь это не мадам Дюваль нашла подход к ее сердцу, который превратился в односторонний денежный поток. Деньги пенсионерки оседают не в карманах ясновидящей: 84-летняя уроженка Италии Каролина Мария Гамбия (таково настоящее имя предсказательницы), даже если и жива еще, то не имеет никакого отношения к тому, что говорят и предсказывают от ее имени. Как пишет «Википедия», основав компанию Astroforce, специализирующуюся на предсказаниях, гороскопах и прочем, Каролина сделала свой псевдоним Мария Дюваль настоящей торговой маркой. В 1997 году, продав свою фирму гонкгонгской компании Health Tips Ltd, она также передала и все права на раскрученное имя. А эта фирма еще к началу 90-х годов была известна во всем мире, как продавец, зарабатывающий на прямых продажах товаров… и продажах собственной базы данных потенциальных клиентов.
И в том, и в другом ей помогает имя Марии Дюваль. Как правило, получив на почте дешевый амулет с пояснением, что сеанс подключения к космосу оказался с помехами и надо доплатить за новый, люди благополучно забывают о Марии Дюваль. Но очень скоро оказываются завалены кипами предложений о покупке бытовых приборов, косметики, промтоварных поделок, книг и даже 2-3 предложениями от других специалистов в «паранормальной области». Вдруг адресат имеет предубеждение по поводу женщины-провидицы, но проникнется доверием к оракулу мужского пола?
Фирма «Русбьюти», издательский дом «Ридерз Дайджест», «Книжный салон», «Покупки на дом», «Здоровье Комфорт», «Клиника здоровья» и, конечно, Мария Дюваль – далеко не полный список компаний, которые с конца 90-х и по сей день атакуют наши почтовые ящики, используя агрессивный маркетинг, который, по мнению психологов, очень действенен. Все письма – очень искусное манипулирование сознанием людей.
По словам Веры Никулиной, специалиста челнинского «Диалога», в посланиях (неважно, будь это письмо от провидицы или каталог товаров с извещением о крупном денежном выигрыше) прослеживаются общие моменты, которых каждому из нас не хватает в жизни: избранность конкретного человека, доброжелательность и уважение к нему, заинтересованность в его нуждах. Человеческая жадность тоже не забыта: «Обычно это стоит 100 долларов, но для вас – всего 50!». Это «пряники», а кнут – угрозы, что если вы не сделаете новый заказ, то выигрыша денежного приза или «сбычи мечт» не видать.
Правда, все послания составлены так, что сразу и не бросается в глаза, что деньги и так не ваши, вы просто в числе тысяч претендентов, которым они могут достаться. Те, кто прописывает послания от Дюваль, еще более изобретательны, описывая, как «Маша» прямо места себе не находит: ряд ритуалов надо выполнить одновременно с адресатом, а она не может этого сделать безвозмездно. То есть, на пассы ей деньги не нужны, но вот на ингредиенты к ритуалу придется раскошелиться, ведь если у вас под рукой не будет ее очередного амулета…
Есть ли выход для человека, попавшего в такую зависимость? По словам Никулиной, пожилые люди при отсутствии внимания со стороны своих близких пытаются получить его извне. И попадаются на «удочки» сомнительных организаций. Поэтому для начала надо разобраться, чего не хватает пожилому человеку, насколько удовлетворены его психологические потребности в уважении, признании. Если процесс зашел слишком далеко и наличие в семье теплых, доброжелательных отношений не меняет дела, нужно консультироваться со специалистом по зависимостям.
В Англию «Марию Дюваль» штрафовали за нарушение стандартов распространения рекламы. В Новой Зеландии «она» прекратила окучивать клиентов. В России свои законы, благодаря которым такие маркетологи могут и дальше обрабатывать миллионы граждан. Адвокат Ольга Шелковникова считает: люди, которые организовали эту схему, не говорят прямо, что вручат деньги. Они говорят о том, что надо приехать на розыгрыш приза. Или что человек среди основных претендентов на приз. Но такие тонкости завуалированы или напечатаны на изнаночной стороне конверта, при этом есть пометка – «Ознакомьтесь с условиями акции». Кто виноват, что потребитель их не прочитал?
То есть челнинскую бабушку спасет или теплое отношение родственников, или помощь психолога...