Что остается за кадром дорожной камеры
МЕЧТА АВТОВОДИТЕЛЯ: Была бы скорость повыше… Да радаров поменьше. То, что россияне любят быструю езду, не знают разве что африканские племена. Конечно, ездить с ветерком, да по качественному асфальту, любят во всем мире. Но в России дорогой называется направление, указанное взмахом руки. Заставьте немца проехать пару тысяч миль по русским «тропкам», он «сляжет» надолго. А нашим…была бы скорость повыше…да радаров поменьше.
Тем не менее, инструмент борьбы с лихачами и средств их сдерживания существует. Так по крайней мере, утверждают инспектора. До последней поры фанатам нарушения скоростных режимов удавалось обходить ловушки. Кто-то прикреплял СD диски на лобовое стекло, кто-то надеялся на свой антирадар. Однако теперь на их пути встал гораздо более хитрый соперник – камеры фиксации нарушений ПДД. С тех пор «письма счастья» частенько находят автолюбителей.
Всевидящее око радара
Казань — один из первых городов РФ, откуда началось применение стационарных камер видеофиксации нарушений. К концу 2012 года на вооружении ГИБДД республики стояло уже около 160 радарных комплексов с видеорегистраторами.
А в 2013 году Татарстан получил еще порядка сотни фоторадаров новых моделей. Два десятка таких комплексов установлены в Набережных Челнах. Кроме того, в республике активно эксплуатируется более двадцати комплексов фиксации нарушений правил парковки «Паркон».
К концу 2012 года количество нарушений ПДД ежедневно фиксирующихся дорожными камерами Татарстана достигло 14 тыс.(!) рублей. Всего за прошедший год в республике было выписано около 5 млн штрафов на сумму не менее 1 млрд рублей. При этом в 2014 году ожидается, что количество штрафов вырастет еще на миллион.
Чтобы справиться с таким объемом почтовой корреспонденции, в ГИБДД республики установили новую швейцарскую конвертовальную машину. Она способна выдавать до 8 тысяч «писем счастья» в час! Как видим, 1 млрд. рублей далеко не предел.
Если суммировать все штрафы за нарушения ПДД по всей России, то получится бюджет среднеевропейского государства. Какого именно? Выбирайте любой - не ошибетесь. И, что-то подсказывает, с таким бюджетом российские дороги могли бы быть и получше.
Любопытной кажется позиция главного инспектора ГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова. В 2011-2012 годах он активно призывал всех использовать радар-детекторы. Мол, это дисциплинирует водителей и сдерживает от лихачества.
Но осенью прошлого года он удивил тем, что выступил с инициативой о... запрете использования радар-детекторов на всей территории РФ. Теперь, по его изменившемуся мнению «использование радар-детекторов расслабляет водителей». Мнение начальника, как известно, меняется с мнением властей. СМИ не раз писали о том, что финансовая сторона вопроса не удовлетворяет чиновников минфина РТ.
Но позвольте, отпускная стоимость комплекса «Стрелки СТ» составляет около 3 млн рублей. Каждый такой радар, в зависимости от места установки, окупается за 2-3 месяца. Схожий по эффективности работы со «Стрелкой» комплекс Jenoptik Robot всего за три месяца работы смог собрать штрафов на несколько миллионов. Нетрудно подсчитать, сколько заплатили и еще заплатят татарстанские автомобилисты. Сейчас в вооружении у инспекторов есть приборы, которые могут увидеть нарушение рядности движения, проезды на стоп-линию и даже непристегнутый ремень.
На заметку дотошным водителям: Аминистративная коллегия Верховного суда РФ признала недействительными квитанции о штрафе за нарушение ПДД без цифровой подписи инспектора ГИБДД. Таким образом, как пишет «Российская газета», высокая инстанция признала, что, по сути, технические ошибки ГАИ освобождают водителей от наказания. Также судом признана незаконность штрафов за не пристегнутый ремень безопасности.
«Автодория» - парадоксов друг
Надо отметить, что многие камеры видеофиксации не излучают никаких сигналов. А просто фотографируют ваш автомобиль, получая от него световой сигнал. Например, комплекс «Автодория».
Вычислить ее обычным способом невозможно. По идее, эти новые камеры ГИБДД можно заменить двумя мужиками с секундомерами у парой столбов - принцип тот же. «Автодория» определяет среднюю скорость на определенном отрезке дороги.
Однако, здесь есть большое «НО». Ни в одном официальном документе РФ, касающемся правил дорожного движения, нет понятия средней скорости. Есть только понятие моментальной скорости. Чтобы новая система заработала и штрафы начали доставлять водителям, нужно внести изменения в десяток законодательных и нормативных актов. Да и вообще очень сомнительно, что вам будут приходить штрафы за преступление, которое непонятно кто, непонятно где и когда совершил. Это, тоже самое, что за убийство сажать в тюрьму среднестатистического жителя района на среднестатистический срок заключения.
Пилотный регион – Татарстан уже буквально увешан новыми камерами «Автодория». В Казани характерные черные скворечники висят практически на всех крупных улицах.
Что нам стоит штраф просрочить
Сомнения вызывают и доводы, что видеорадары дисциплинируют водителей. Возможно. Только до мента нарушения ПДД. А после… Несколько фактов: в РТ истек срок оплаты каждого пятого из 2,3 млн выписанных штрафов за нарушения ПДД в 2014 году.
В Татарстане более 12 тысяч водителей, у которых сумма взысканий превышает 10 тысяч рублей и которые не оплатили штрафы в установленный законом срок. Более 11 тысячам должников ограничили выезд за пределы России. Эта цифра на 2,3 тысячи больше, чем было в прошлом году.
Конечно, нарушая ПДД, мы вносим свою лепту в экономику страны. Но все же не стоит нарушать. Да и комплексов видеофиксации уж слишком много. Может быть, они и помогут нам. Поездим - увидим.
Рамиль Арсланов