Очередной всплеск обсуждения был отмечен в начале нынешнего года, когда депутаты вынесли предложение, по которому доля российского кино в прокате должна составлять 80 процентов. Сегодня, с учетом геополитической ситуации, можно ждать нового витка дискуссий на эту тему.
Своим взглядом на предложения депутатов делится директор набережночелнинского кинокомплекса «Иллюзиум» Татьяна Пивоварчук .
- Схема, предлагаемая законодателями, - нерабочая. Даже половину репертуарного плана невозможно заполнить достойной отечественной продукцией. Потому что качественного иностранного кино достаточно, а российские фильмы того же уровня можно пересчитать по пальцам. Искусственное же уничтожение конкуренции в любой сфере в большинстве случаев ни к чему хорошему не приводит. Другие страны тоже стремятся поддержать свое кино, это обычная практика, но, как правило, не устанавливают квоту на национальные фильмы выше 30 процентов.
Кроме того, из-за отмены налоговых льгот кинотеатры будут вынуждены повысить цены на билеты. Значит, снизится доступность кинематографа, и ударит это по незащищенным социальным группам. И самое главное, отнимая иностранные фильмы у нашего зрителя, мы отлучаем россиян от мирового кинематографа, а это часть культуры. Последствия этого очень серьезные. Такое уже было в российской истории.
- С какими еще последствиями мы можем столкнуться?
- С заметной потерей поступлений от проката в бюджет, сокращением рабочих мест. Прежде чем использовать кино как инструмент воздействия во внешней политике, надо рассмотреть другие импортные товары, которые составляют значительно больший вес в экономике. Те же автомобили.
- Но, возможно, введение квот дало бы толчок для развития отечественной киноиндустрии?
- Вряд ли. Деньги на развитие и были, и есть – их выделяет Министерство культуры. Существует множество грантов для режиссеров и сценаристов. Тем не менее, российские фильмы, в основном, неконкурентоспособны. Исключение составляют продукты тех студий, которые снимают «Сталинград», «Легенду№17», «Горько», благодаря таким сильным проектам, доля российского кино в прокате выросла за год с 13,8 до 18,2% (данные Фонда кино).
Возможно, мы увидим некоторый прогресс – много снимают сейчас на «Мосфильм». По-другому будет себя чувствовать «Ленфильм» со сменой топ-менеджмента. И понятно, что фильмы из Китая и Белоруссии не смогут заменить западные. Другой менталитет, другая история жизни и, конечно, технологии. Америка и Европа вкладывают в производство фантастические бюджеты, это мегаиндустрия, которая создает фильмы для всего мира. Они же даже маркетинговую политику, посмотрите, как продумывают: с целью завоевания российского и азиатского рынков проводят съемки на территории этих стран, приглашают местных актеров.
- Но кино тоже может быть инструментом пропаганды…
- Судя по продукции, пока она мало интересует западных и американских производителей фильмов. Их больше волнует зрелищность, интересность для зрителя.
- А если все же Голливуд начнет предлагать нам фильмы с антироссийской пропагандой?
- Для отслеживания подобных вещей существуют специальные службы. Эти фильмы могут не получить российское прокатное удостоверение.
По поводу всех этих законодательных инициатив в области проката кинокартин - надеюсь, будут приняты продуманные решения. Я не теряю оптимизма. Нужно работать дальше - развиваться, создавать рабочие места, улучшать жизнь в городе. Каждый бизнес должен оставить после себя хороший след.
Справка Business16:
В прошлом году доля нероссийских фильмов в отечественном прокате составила около 82%. По мнению The Hollywood Reporter, если в России введут санкции на зарубежные киноленты, то это сильно ударит по «американскому карману».
Лилия Голова
Материалы по теме:
В Челнах открылся IMAX 3D
СКОЛЬКО СТОИТ «СИНЕМА-ПАРК»
Несмотря на санкции и кризисы «КАМАЗ» признан стабильно развивающимся предприятием