Untitled Document
Уходящий 2010 год продолжил дарить зрителям раскрашенные версии известных черно-белых кинофильмов. Старт этому процессу был дан еще весной 2009-го, когда киноманы увидели в цвете легендарные «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики». В этом году на суд зрителей представили цветные версии фильмов «Волга-Волга», «Золушка», «Веселые ребята», «Подкидыш», а в конце ноября был выпущен диск с раскрашенным фильмом «Офицеры» 1971 года. На очереди – «Весна на Заречной улице» и «Берегись автомобиля». Эксперты «Новой недели» оценивают как состоявшиеся цветные «премьеры», так и делятся мнением о правильном развитии колоризации фильмов. |
|
Черно-белые тона придают фильму «Семнадцать мгновений весны» драматизм |
Это вандализм – Думаю, раскрашивание фильмов – это в первую очередь бизнес-проект, желание телевидения заработать больше денег на рекламе, на шумихе, которая будет создаваться вокруг очередной такой картины, – уверен руководитель Ижевского киноклуба Андрей Смирнов. – Культурной же ценности подобного рода меро-приятия не представляют. Скажу более – это вандализм: для меня раскраска фильма сродни тому, что я пришел в Русский музей и начал подкрашивать какие-то оригиналы картин, которые там висят. Фильм должен оставаться таким, каким его решили создать: если он черно-белый, то должен быть черно-белым. Если бы в 50-е или 60-е у режиссера была задача снять цветной фильм, он бы снял его в цвете. Если бы компании останавливались только на раскраске – было бы полбеды, но ведь в ход идут ножницы, перемонтаж, изменение широты экрана. К примеру, раскрашивая «Семнадцать мгновений весны», «новаторы» уничтожили фильм, убрав прекрасные длинноты, считая, что они не современны. Теперь перед нами кино, которое не имеет никакого отношения к первоначальному замыслу. В нашем кинематографе есть фильмы, которые, скорее, требуют цветокоррекции, нежели раскраски, потому что пленка советских времен была очень некачественной. Таким образом отреставрировали фильмы Тарковского, и они заиграли теми красками и оттенками, которые мы не видели на советской пленке, и это прекрасно. Я бы сделал тот же черно-белый цвет более изысканным: с полутонами, глубоким черным и белым цветом, начал переводить фильмы в формат blu-ray, повышал бы разрешение изображения до HD. Если это будут делать, то у фильма действительно появится вторая жизнь. А нынешняя раскраска – всплеск исключительно попсового сознания. |
|
«Картина «В бой идут одни старики» в цвете получилась грубоватой и несерьезной» |
Не трогайте «Берегись автомобиля»! – Фильмы 30-х годов действительно могли быть сняты в цвете, но этого не позволяли технические возможности того времени, тогда почему бы их в наше время не «покрасить»? – размышляет московский кинокритик Александр Шпагин. – Но в «Подкидыше», «Веселых ребятах» и «Золушке» я вижу цвет детской неожиданности, и мне становится грустно. Техникам хочется раскрасить фильмы гламурно, но из-за того, что наша пленка была темной, получается плохо, в отличие от американских фильмов 30-х, которые были сняты на светлую пленку. Почему фильм «Семнадцать мгновений весны» начали снимать черно-белым? Потому что кинематографисты старались сохранить дух 60-х, а ведь их заставляли делать фильмы цветными. Вспомните кино «Мама вышла замуж» с Ефремовым и Овчинниковой. Цвет ему абсолютно не идет, потому что черно-белые тона придавали картине драматизм и смысл того, что все в жизни зависит от тебя. Но режиссер фильма сказал, что ему попросту навязали цвет, который очень мешал драматургии. Из фильмов 60-х же я ратовал бы за раскраску «Девчат» и «Неподдающихся» режиссера Чулюкина. Это достаточно простые картины, и не очень понятно, почему они сняты на черно-белую пленку, ведь все комедии снимались тогда уже в цвете. Вы заметили, что после реставрации фильмы «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» стали какими-то желтыми по цвету, и телеканалы до сих пор показывают старую версию. То же самое произошло с «Шерлоком Холмсом»: темный цвет придает фильму выразительность. Хочу заметить, что существуют фильмы третьего порядка, которые могли бы иметь больший рейтинг на телевидении, если их раскрасят. Но если возьмутся за ленту «Берегись автомобиля» – это будет ужасно, потому что картина снималась черно-белой сознательно. В Голливуде еще в 80-х поняли, что многие черно-белые картины именно в таком виде любимы зрителями, и не трогают их. |
|
Все сказки должны быть цветными! |
Для войны цвет не нужен – Техника идет вперед, и некоторые черно-белые картины будут более красочными, хотя большинство из них смотрятся только черно-белыми, – делится Владимир Краснопольский – режиссер, снявший фильмы «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», черно-белые ленты «Самый медленный поезд» и «Неподсуден». – Я бы раскрасил наши черно-белые комедии, потому что цвет всегда игрив, а суровые фильмы оставил бы черно-белыми. Большую драматургическую функцию цвет должен сыграть и в сказках, которые снимались в 30-40-х. Что касается «Берегись автомобиля», то, как известно, все права на фильм принадлежат Эльдару Рязанову, и если он считает нужным раскраску картины, значит, он уверен, что она может смотреться в цвете. Фильмы о войне, думаю, можно раскрашивать, но если это делать всеми цветами радуги, то они многое потеряют. Черно-белый цвет – это цвет сурового военного кино с грязью и копотью, голодом и холодом. «Семнадцать мгновений» – это все-таки фильм не о войне, а лубочная картинка, фильм-легенда, поэтому он может быть раскрашен. «Офицеры» – история романтическая, и цвет на нее может лечь, но, к примеру, в правдивом и серьезном фильме «Живые и мертвые» Столпера краски не нужны. |
Автор статьи: Кочнев Сергей