Язык до суда доведет: истец просит недоданные уроки возместить часами или деньгами
Исковое заявление Ольга Гавриленко подала в Вахитовский районный суд. Дело должны были рассматривать 20 октября, но судью Евгению Зыбунову неожиданно вызвали на учебу, поэтому слушание перенесли на 3 ноября. Ответчиком по делу является Казанская кадетская школа-интернат имени героя СССР Б.К. Кузнецова, школа, где учился сын Гавриленко, и Министерство образования и науки Татарстана.
Мать троих детей потребовала моральную компенсацию за то, что ее сына 8 лет заставляли учить не родной для него татарский язык.
— Нам преподавали татарский язык, а русский недодавали, учебный план мной не был утвержден. Это нарушение ст. 14 Закона об образовании, где говорится, что языки республик не должны изучаться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка России. Мой ребенок был ущемлен в правах и мои права как его матери были ущемлены, поэтому я требую компенсацию в миллион рублей, — рассказала «Реальному времени» Ольга Гавриленко .
Моральный ущерб за обязательное изучение татарского языка — это далеко не весь перечень претензий к ответчику. С кадетской школы Гавриленко требует взыскать еще и материальный ущерб. В то время, когда ее сын полтора месяца по причине болезни обучался на дому, учителя, как посчитала заявительница, недодали ему 60 уроков. В их числе, правда, не только русский, но и математика, признает истец.
— Я прошу, чтобы моему ребенку додали эти часы. Могут уроками додать, мы не против, чтобы сын ездил в школу за этим. Или обязать из расчета 500 рублей за 1 час репетиторства выплатить мне компенсацию в сумме 30 тысяч рублей , — говорит Ольга Гавриленко.
Что думает по поводу иска руководство школы, узнать не удалось: на заседание, которое сорвалось, ответчик не явился, телефон в кадетской школе не работает. Кстати, с 1 сентября 2017 года сын Гавриленко учится в другой школе, к ней она пока претензий не предъявляла.
Перспективы у дела есть, но миллион рублей — это очень много
В качестве третьего лица Ольга Гавриленко привлекла Прокуратуру Татарстана. В надзорном ведомстве «Реальному времени» прокомментировали, что подобный судебный иск — первый в их практике.
— А что касается судебной защиты, то это гарантированное право любого гражданина. В случае, если действиями каких-либо государственных органов были нарушены его права, он вправе обращаться за судебной защитой, — ответил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев .
Известный казанский адвокат, правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова считает: судебные перспективы у подобного иска есть, но не в части претензий к школе. По ее словам, когда родитель просит зачислить ребенка в учебное заведение и заключает договор с ним, то дает согласие и на учебный процесс.
— Я практически не сомневаюсь, что иск в части школы будет отклонен. Но что касается Министерства образования, то здесь ситуация другая, и какие-то шансы у родительницы есть. Потому что ребенок вне зависимости от региона, где он живет, должен получать одинаково хорошее образование. Если сравнивать количество часов русского языка в Казани и Москве, то оно будет отличаться, и в этом уже есть факт некоторого несоответствия , — говорит адвокат Хрунова , на счету которой не только защита Pussy Riot, но и 11 положительных решений Европейского суда по правам человека.
Сравнив учебные планы своего сына-семиклассника и его московских сверстников, правозащитница нашла различия:
— Русского языка на три урока меньше, и, соответственно, вопрос: как ребенок должен сдавать ЕГЭ и поступать в вуз на одинаковых условиях с учениками из других регионов, если у него объективно часов было меньше? А ведь это и есть основы федерализма, чтобы мы одинаково комфортно себя чувствовали на территории всей Российской Федерации, — рассуждает адвокат.
Ирина Хрунова говорит, что моральный ущерб, который надеется взыскать истица, может иметь место, он выражается в недополучении знаний. А вот о сумме можно спорить. «Миллион — это очень много. Гораздо меньшие суммы суд взыскивал в ситуациях, когда человек реально страдал — был лишен свободы или в отношении него были пытки», — говорит адвокат.
«Я не буду наказывать завучей, менять учебный план в этом году и увольнять учителей татарского языка»
В школах Татарстана сейчас идут прокурорские проверки на предмет добровольности изучения татарского языка, в ряде школ нашли нарушения и потребовали их устранить. Теперь руководство учебных заведений в срочном порядке созывает собрания и просит родителей написать заявление на выбор учебного плана. Крайними в языковом вопросе становятся руководители учебных заведений.
— Мне вчера пришло письмо из прокуратуры с требованием наказать заместителей директора школы СОлНЦе по учебной работе Анну Борисовну и по национальному образованию Лилию Миннулловну за нарушение федерального законодательства, за наличие в учебном плане школы часов татарского языка и литературы. Аналогичные письма пришли и в другие школы города и республики, — говорит директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков .
По словам Шмакова , о нарушениях федерального законодательства в части присутствия в учебном плане обязательного татарского языка и урезанного русского он несколько лет назад как директор школы заявлял в прокуратуру.
— Нам заявляли, что нарушений нет, и присылали рекомендации, как отвечать на письма родителей, а теперь после окрика из Москвы виновными хотят сделать школы и учителей. А виноват ведь не директор школы, который выполняет приказ. Поэтому я не буду наказывать завучей, менять учебный план в этом году и увольнять учителей татарского языка, — говорит Шмаков .
Проблему изучения родного языка в школах Павел Шмаков знает не только с точки зрения того, как это происходит в Татарстане. Его дочь учится в Финляндии, в школах там также есть предмет «родной язык», и Настя Шмакова выбрала шведский.
— В Финляндии человек любой национальности может учить свой родной язык, хоть русский, хоть сомалийский, и государство находит на это деньги. Все происходит добровольно и по совести. Все говорят, что в Финляндии хорошее образование — хорошее оно потому, что в финской школе учиться не заставляют, поэтому дети приходят в школу не как на каторгу, а с улыбкой , — говорит Шмаков .
ВКТ прервал молчание, а ДУМ переходит на татарскийПосле того как прокуратура начала находить нарушения и выдавать предписания, а в Татарстан приехали ревизоры из ведомства Юрия Чайки и Сергея Кравцова , практически двухмесячное молчание по теме прервал Всемирный конгресс татар. Организация на официальномсайте разместила заявление «Отстоим государственный статус татарского языка».
«Вызывает также недоумение попытки представить дело так, что, якобы татарский язык в школах республики преподается в ущерб русскому языку. Но, как известно, критерий истины — практика, а показатели Единого Государственного Экзамена по русскому языку 2017 года выводят Татарстан на второе место после Москвы. Это сразу отметает домыслы о вреде уроков татарского языка изучению русского языка. И последнее, очень важное. Преподавание татарского и русского языков, как государственных, в школах Республики Татарстан ведется на основе Закона об образовании Российской Федерации и федеральных образовательных стандартов. Это значит, они включены в перечень обязательных предметов для школ республики, к тому же изучаются они по учебникам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации» , — считают в ВКТ и призывают татарстанцев «поддержать равноправный государственный статус татарского языка во имя сохранения мира и согласия в масштабах всей страны».
Одновременно с заявлением выступило и Духовное управление мусульман. Отныне внутрикорпоративное общение, а также взаимодействие ДУМ с госорганами, ведомствами и различными организациями будут вестись на татарском языке. «По крайней мере, начнутся они на татарском, а продолжатся по мере языковых возможностей собеседников» , — уточнил Камиль хазрат Самигуллин .
«Вот где пресловутая востребованность татарского языка — в среде татарской мусульманской общественности! Ведь часто приходится слышать о том, что язык Тукая уже потерял свою актуальность и он просто не нужен. Мол, дайте ему спокойно умереть или создайте условия, при которых знать его будет необходимо. Мы в Духовном управлении мусульман РТ такую татароязычную среду решили создать. Как сохранить родной язык, спросите вы? Пусть каждый начнет с себя!» — считает муфтий Татарстана.