Не всем дано так щедро жить…


      Одна из самых ярких вех в истории Набережных Челнов, Татарстана и страны в целом – 70-е годы. Именно на них пришлось создание на берегах Камы крупнейшего комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей со всей соответствующей инфраструктурой, а также современного замечательного города.
      Самые тяжелые испытания тогда выпали, естественно, на долю первопроходцев. Ведь они месяцами не снимали спецовок, вязли в непролазной грязи, валились с ног от усталости, жили в палатках, вагончиках, близлежащих деревнях. Именно они честно и самоотверженно трудились в те неповторимые дни на челнинской земле с молодым задором и энтузиазмом. Уже сколько времени прошло с тех пор, а мы все удивляемся их мужеству, одержимости и стойкости.
      Вклад первостроителей КАМАЗа и города в экономическое и социальное развитие республики более чем очевиден, за что мы испытываем к ним чувства благодарности и признательности. Все это найдет достойное выражение в ходе Декады. Мы будем чествовать ныне здравствующих ветеранов великой стройки, вспомним тех, кого уже нет с нами.
      Каким образом воздать должное прославленным людям? Этот вопрос обсуждался в редакции газеты довольно долго. В итоге было решено использовать материалы, которые в наше распоряжение предоставили летописцы Камгэсэнергостроя, КАМАЗа, города. При этом преследовалась цель назвать максимально возможное число событий, а также их участников.

      1968-1969 гг.: время важных государственных решений

      1968 год
    В шестидесятые годы, как известно, бурное развитие получили и промышленность, и сельское хозяйство страны. Резко выросла потребность в перевозках пассажиров и грузов. С их мощным потоком, казалось бы, всемогущий железнодорожный транспорт справиться не смог. Поэтому в 1966 году руководство СССР поставило ребром вопрос об увеличении автопарка и массовом выпуске автомобилей большой грузоподъемности с мощными дизельными двигателями. Как следствие соответственные поручения были даны ряду министерств и ведомств.
      В 1968 году, согласно приказу по Минавтопрому СССР, на Московский ЗИЛ и Ярославский моторный завод были возложены конкретные задачи. Одному – разработать семейство большегрузных автомобилей, а другому – создать дизель-моторы мощностью от 150 до 200 л. с. И в столице страны, и на Волге эта работа пошла под руководством главных конструкторов А. Кригера и Г. Чернышова.
      В декабре этого же года ярославские моторостроители изготовили и передали на ЗИЛ первый агрегат для седельного тягача. А в мае следующего года на участке Рыбинск – Углич уже прошел первые испытания опытный образец автомобиля, еще не носившего имя «КАМАЗ».
      Тем временем на протяжении двух с лишним лет между различными регионами страны (вернее, между их руководителями) шла негласная борьба – соперничество за размещение комплекса именно на их территории, — ибо это сулило большой приток инвестиций, небывалое развитие промышленности, а значит, и цивилизации.

      1969 год
      С учетом целого ряда факторов (включая несомненную близость к ведущим советским автозаводам, а также активную дипломатию руководства республики «в верхах») было принято решение о «привязке» будущего гиганта отечественной индустрии.
      17 июля. На площадке под предполагавшееся сооружение гигантского предприятия в Набережных Челнах прошла закладка символического камня – фундаментного блока с надписью: «Здесь с 1969-го по 1974-й год будет построен Камский автомобильный батыр». Это мероприятие было организовано по инициативе первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф. Табеева. В церемонии приняли участие Министр энергетики и электрификации СССР П. Непорожний и секретарь Татарского обкома КПСС Г. Усманов. Выражаясь современным языком, это было игрой на опережение, своего рода пиаракция, однако все это в конечном счете сработало и способствовало принятию решения построить в нашей республике КАМАЗ.
        14 августа. Вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах (ТАССР).
    26 сентября. Приказом по Министерству автомобильной промышленности СССР этот комплекс заводов предписано именовать Камским автозаводом (КАМАЗом).
    30 сентября. Генеральным директором КАМАЗа назначен заместитель Министра автомобильной промышленности СССР Лев Борисович Васильев. Вскоре на КАМАЗ пришли в качестве заместителя главного инженера Б. Т. Клепацкий, работавший до этого в Минске, а на должность главного металлурга – А. Н. Тананин.
      16 октября. В Набережных Челнах началось формирование аппарата будущего комплекса заводов. Этим процессом здесь руководил заместитель генерального директора КАМАЗа Н. Г. Степин.
    13 декабря. Экскаваторщик Михаил Носков поднял первый ковш грунта на площадке будущего автогиганта на Каме. Он проделал все это, конечно же, не в одиночку. Расчистили площадку от снега бульдозеристы В. Бухаров, М. Мингараев, скреперист Ф. Насыров, грунт отвез водитель С. Фатыхов. С этого дня началось осуществление беспрецедентного по своим масштабам проекта преобразований на земле челнинской.
      Декабрь. С выемки первого ковша грунта на площадке будущего автогиганта наступил поистине «звездный час» для коллектива Управления механизации строительства (УМС).
        Надо ли говорить о том, что по мере развертывания работ на площадке будущего автозавода и города УМС стало крупной организацией с численностью работающих около пяти тысяч человек и с уникальным парком (1500 единиц) строительной техники? Забегая вперед, напомним: именно механизаторы потом станут первопроходцами при внедрении новых технологий по устройству буронабивных свай, вытрамбованных фундаментов, при освоении методов бригадного и непрерывного подрядов. С 1965 года по 1974-й Управлением руководил А. И. Гольдман, а с 1974-го по 1996-й – И. Ф. Мухрыгин.

      1970-1973 гг.: развертывание промышленного и гражданского строительства
     
      1970 год
      В течение этого года на стройке в Набережных Челнах появилось солидное пополнение – здесь были организованы более 10 управлений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Раньше других на берегах Камы обосновались гидроспецстроевцы, которым было поручено устройство свайных фундаментов под жилые дома и промышленные объекты.
  Затем на площадке сформировались челнинские монтажные управления – они представляли различные тресты и организации. Такие, как трест №7, Стальконструкция, Татэлектромонтаж, Башсантехмонтаж, Промвентиляция, Двигательмонтаж, Монтажтермоизделия, Союзмахтспецмонтаж, Стальмонтаж и другие.
      Именно в это время стала разворачиваться сразу на всех уровнях и по разным направлениям практическая реализация не знавшего до сих пор себе равных созидательного проекта.
  Январь. Первым секретарем Набережночелнинского городского комитета партии стал Раис Киямович Беляев. Он занимал этот пост практически 14 лет – самых трудных и напряженных, когда возводились КАМАЗ, новый современный город, объекты жизнеобеспечения промышленного узла.
  7 января. Совет Министров СССР принял Постановление «О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автозавода». Оно обязывало министерства автомобильной и газовой промышленности, энергетики и электрификации, транспортного строительства, монтажных и специальных строительных работ обеспечить ввод в действие Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в 1974 году. При этом, что очень важно, было разрешено по опыту ВАЗа строить объекты КАМАЗа параллельно (по совмещенному графику) с разработкой проектно-сметной документации и технического проекта (задолго до его утверждения).
      10 января. Решением ЦК ВЛКСМ стартовавшей в Набережных Челнах эпохальной стройке присвоен почетный статус Всесоюзной ударной комсомольской. На нее по общественному призыву в течение 1970-го и 1971 года планировалось направить 18 тысяч квалифицированных молодых рабочих и специалистов строительных профессий. Только за первые 20 дней 1970 года сюда прибыло пополнение численностью более 1000 человек.

Эгей! Комсомольцы, молодо-зелено!
Вам  эта стройка доверена.
Самая крупная, самая важная!
Вперед, неотступная братва отважная!

      Именно так обращался к ровесникам в своих стихах начинающий поэт из народа – рабочий Евгений Кувайцев.
    12 февраля. Комплексная бригада Бориса Савинина из СУ-42 первой приступила к освоению строительной площадки одного из объектов промышленного комплекса – теплоэлектроцентрали КАМАЗа.
      15 февраля. В Набережных Челнах открылись подготовительные курсы для молодежи, желающей учиться в филиале Казанского инженерно-строительного института.
      16 февраля. Бригада бетонщиков СУ-1 во главе с Борисом Кислицким уложила первый кубометр бетона на площадке стройбазы в фундамент административного здания Автозаводстроя.
  Март. На базе двух СМУ с гидростроительной специализацией, которые входили в состав Камгэсэнергостроя, было создано Управление строительства «Гидрострой» во главе с Алексеем Быкадоровым. Основным его объектом наряду с другими менее крупными и даже мелкими в разных местах считалась гидроэлектростанция с судоходными шлюзами и мостовыми железно- и автодорожным переходами через Каму.
        6 марта. На строительстве временной автодороги «Орловка-КАМАЗ» бригада Мансура Багаутдинова из Спецстроя уложила 234 кубометра бетона. Это был первый рекорд выработки на камской стройке!
Апрель. Создано управление главного конструктора КАМАЗа. Его начальником назначен В. Н. Барун.
    18 апреля. Завершена прокладка автодороги «Орловка-КАМАЗ». Всего для выполнения этого проекта потребовалось более 5600 кубометров бетона. И немалая доля из них была заботливо уложена комсомольско-молодежной бригадой Виктора Шатунова из Спецстроя.
    22 апреля. В этот день, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, бетонщики, плотники, отделочники, водители автомобилей, скреперисты, экскаваторщики, машинисты и бульдозеристы работали с использованием сэкономленных в ходе предыдущей стодневной трудовой вахты материалов и топлива. Упоминавшийся выше коллектив во главе с Виктором Шатуновым выполнил при этом три сменных нормы. Отличились и каменщики из бригады Вазыха Мавликова (Жилстрой-1), и отделочницы Люции Шамсутдиновой.
        7 мая. Вынут первый ковш земли на площадке, отведенной под первый в Набережных Челнах (речь – о старой его части) высотный дом – 6/03. Его жилая площадь – 2,5 тысячи квадратных метров, в нем 64 квартиры. Детали для этого крупнопанельного дома поступили позднее по реке из Москвы. Монтаж «небоскреба» потом начала и завершила комсомольско-молодежная бригада Виктора Филимонова.
    14 мая. Бригада А. К. Нестеровой из СУ-852 приступила к бетонированию автодороги № 1 – основной магистрали, ведущей на КАМАЗ.
  24 июня. В старой части города завершилось строительство первого в Набережных Челнах широкоэкранного кинотеатра «Чулпан».
    21 августа. Первые кубометры бетона в основание первенца КАМАЗа- – ремонтно-инструментального завода – уложила бригада Константина Новицкого из Гидростроя.
        26 августа. Здесь началось бетонирование монолитной подушки под основание главного корпуса ТЭЦ КАМАЗа.
    19 сентября. Бульдозерист Управления механизации строительства В. Николаев начал срезку растительного слоя на площадке, отведенной под строительство корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода КАМАЗа.
    14 октября. Комплексные бригады Н. Дудорева, В. Мережникова и В. Никульшина завершили бетонирование фундамента под новый корпус ДСК на базе стройиндустрии.
  Декабрь. Бригада монтажников Виктора Филимонова выступила с инициативой развернуть соревнование за право участия в строительстве первого дома в новой части города.
      14 декабря. Бригада монтажников Рафиса Сабирзянова из Жилстроя-2 установила рекорд на сборке крупнопанельного жилого дома в Набережных Челнах: пять этажей – за 20 дней!
        31 декабря в поселке Гидростроителей открыта городская больница № 2. Первым главврачом здесь была Е. Горбунова.
        Провожая 1970 год, участники стройки имели все основания утверждать: мы выдержали на старте первый и очень трудный экзамен на зрелость. Причем в условиях необустроенности жизни, сталкиваясь с нехваткой всего самого необходимого в быту. Поэтому, когда под угрозой срыва оказался годовой план по вводу 100 тысяч квадратных метров жилья, мы совершили, казалось бы, невозможное, сдав под новоселья на шесть тысяч «квадратов» больше, чем предусматривалось.
        Все, что было сделано в течение стартовых 12 месяцев, – это и много, и мало.
    Много – потому что строительство (прокладка коммуникаций, освоение площадок под объекты стройиндустрии, энергетики и автозавода) шло здесь параллельно с формированием структурных подразделений генподрядной организации (численность работавших в ее системе более чем удвоилась, составив 25 тысяч человек). И это, заметим, в условиях явного дефицита рабочих рук, жилья, техники, материалов и конструкций…
        Мало – потому что достигнутые тогда темпы строительно-монтажных работ (СМР) были несколько ниже, чем требовалось по плану.

        1971 год
    В этом году начался челнинский этап созидательной биографии одного из самых известных руководителей стройки на берегах Камы – Евгения Никаноровича Батенчука.
        В соответствии со сверстанной программой СМР «Камгэсэнергострою» предстояло в этом году по сравнению с предыдущим нарастить объемы промышленного строительства в шесть раз, а жилищного – в 2,5 раза, освоить 228 миллионов рублей капиталовложений (против 97 в 1970-м).
        Уже в начале января среди бригад и экипажей развернулось соревнование за достойную встречу XXIV съезда КПСС.
      Январь. Приказом по Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР для оперативного руководства организациями, которые планировалось задействовать на строительстве КАМАЗа и города, а также для согласования с заказчиком и генеральным подрядчиком своих планов и действий было создано в Набережных Челнах Главное управление Минмонтажспецстроя.
        29 января. Бригада Асхата Шаймарданова (Заинский участок треста «Гидромонтаж») установила первую колонну каркаса цеха для складирования готовой продукции домостроительного комбината.
        Февраль. Первая группа принятых на КАМАЗ рабочих была направлена для стажировки в цеха Горьковского автозавода.
      18 февраля. Началась разработка котлована под первый жилой дом в новой части застройки Набережных Челнов (северо-восточная часть города).
          Март. Начато строительство первого жилого дома (2/01) в новой части города. К забивке свай под его основание под руководством прораба Нижнекамского участка СУ «Гидромонтаж» Н. Сурова приступила бригада Е. Галкина.
      21 марта. Около семи тысяч юношей и девушек вышли на воскресник. Заработанные при этом средства были перечислены в фонд строительства городского Дома молодежи.
          22 марта. Бригада Владимира Шиферстова из СУ-31 Жилстроя-2 установила новый рекорд стройки: 60-квартирный дом был смонтирован за 15 дней!
  Апрель. С этого месяца сорокалетней давности ведет свой отсчет история генподрядного Металлургстроя. Это управление строительства было уникально тем, что ему поручили возведение на КАМАЗе передового по тем временам в технологическом отношении производства – комплекса литейных корпусов, который оснащался сложнейшим оборудованием от фирм-поставщиков из США и Западной Европы, трудились такие руководители, как Алексей Болдырев, Александр Кича, Михаил Глазырин. Гордостью коллектива стали тогда и бригады Алексея Новолодского, Нигматуллы Абдуллина, Леонида Кольцова, Василия Бурашникова и Леонида Половникова.
    3 апреля. В кинотеатре «Чулпан» собрались на слет молодые передовики производства, отличившиеся во время трудовой предсъездовской вахты. Лучшими из лучших признаны бетонщики В. Шатунова, каменщики В. Мавликова, монтажники И. Швецова, штукатуры-маляры Г. Рудневой, рабочие комплексной бригады В. Эльблауса, слесари В. Спиридонова.
      8 мая. В котловане под основание прессово-рамного завода КАМАЗа были уложены первые кубометры бетона. Это сделала бригада Константина Альчикова.
      25 мая. На площадке первенца КАМАЗА –РИЗе – взвился красный флаг. Так здесь отметили знаменательное событие – установку первой колонны каркаса комсомольско-молодежной бригадой Ивана Павлова из Гидромонтажа.
      9 июня. Бригада каменщиков А. Зотова из Жилстроя-1 выступила с патриотическим почином «Пятилетний план – за четыре года!»
          12 июня. Механизаторы приступили к земляным работам на площадке одного из ведущих объектов КАМАЗа – корпуса автомобильного завода, где будут находиться главные сборочные конвейеры.
      30 июня. Экскаваторщик УМС А. Совчук вынул первый ковш грунта на площадке под один из корпусов кузнечного завода КАМАЗа.
    Июль. Бригада И. Ульянова из СУ-190 Главмосстроя начала монтаж первого в Новом городе высотного дома (4/10). Одновременно бригада А. Кошкина из ДСК-2 Главленинградстроя стала возводить жилой дом 2-17. В это же время здесь, на площадке, отведенной под строительство средней школы на 1320 учащихся, первую укладку бетона в фундамент здания произвела комплексная бригада В. Пермякова из СМУ-71 Спец- жилстроя.
      11 июля. В Набережные Челны прибыл Всесоюзный студенческий отряд. Около двух с половиной тысяч посланцев различных вузов страны дали слово освоить на объектах КАМАЗа три миллиона рублей. В этот же день состоялся первый концерт в летнем кинотеатре «Юность» на 800 мест, построенном молодежью «Камгэсэнергостроя» на общественных началах.
      12 июля. Приказом Министра энергетики и электрификации СССР был создан Набержночелнинский энергостроительный техникум. К занятиям впоследствии приступил первый набор учащихся – 150 человек. Директором техникума тогда был Б. А. Шевырин.
    15 июля . Рабочие Гидроспецстроя забетонировали первую буронабивную сваю в основании главного корпуса автомобильного завода.
  Август. В структуре производственного объединения «Камгэсэнергострой» появилось еще одно генподрядное подразделение – управление строительства «Автозаводстрой». Его первым руководителем стал Владислав Фоменко, который создал боеспособный коллектив и крепкую производственную базу. Автозаводстрой стал кузницей целой плеяды руководителей –корифеев строительства. Работали в Автозаводстрое и Владимир Альфиш, и Владислав Гостев, и Александр Кича, и Евгений Павлов, и Дмитрий Кошкин, и Елизавета Борина. Позднее после окончания вузов сюда пришли и Александр Евдокимов, и Виктор Ельцов, и Алексей Мордвинов, и Владимир Земченко.
    5 августа. Пробурена скважина под первую буронабивную сваю на стройплощадке завода двигателей.
  27 августа. Строительная площадка Дворца культуры «Энергетик» объявлена ударным комсомольским объектом.
    31 августа. Бригада В. Черчика из треста «Стальконструкция» установила первую колонну на монтаже каркаса прессово-рамного завода.
    10 сентября. Впервые с начала работы по выполнению «воли партии и народа» на челнинской земле Камгэсэнергострой и его субподрядные организации освоили за одни сутки 1004 тысячи рублей капиталовложений. Миллионный рубеж достигнут и преодолен!
    15 сентября. На строительство КАМАЗа прибыл тысячный отряд молодых рабочих с предприятий города Казани.
  Октябрь. Жизненно важный объект – котельную в поселке Гидростроителей доверили возвести бригаде во главе с Героем Социалистического Труда А. Новолодским. Ход строительства здесь курировал лично Е. Батенчук. На монтаж конструкций здания ушло 43 дня – нормативные сроки строительно-монтажных работ были сокращены в пять раз!
    1 октября. На промышленной базе в мало-мальски приспособленных для механообработки деталей условиях были задействованы два участка цеха нестандартного оборудования РИЗа. Здесь наладили изготовление механизмов для открывания фрамуг светоаэрационных фонарей.
    3 октября. В Набережные Челны прибыл многочисленный комсомольский строительный отряд «Дружба». В его состав входили 500 бойцов из всех союзных республик СССР.
    7 ноября. На праздничной демонстрации трудящихся в Набережных Челнах во главе колонны автозаводцев впервые проехал большегрузный автомобиль с маркой «КАМАЗ», собранный на ЗИЛе.
    20 ноября. Бригада монтажников Раиса Салахова из СМУ-61 Жилстроя-2 обратилась ко всем строителям Камского автомобильного завода с призывом перевыполнять задание каждый рабочий день, каждую неделю и каждый месяц. Со своим пятилетним планом монтажники обязались справиться к 7 ноября 1974 года.
        Позади еще один (второй по счету) год после начала славной эпопеи на берегах Камы. Численность тех, кто по сути круглосуточно возводит комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей и новые Челны, достигла почти 50 тысяч человек. И плоды их трудов видны: бывший заштатный райцентр и его окрестности неузнаваемо изменились. Тут и там стали подниматься заводские корпуса. Далеко, в чистое поле, на северо-восток от старых границ Набережных Челнов, шагнули высотные белокаменные жилые дома, в которых уже обосновались по-настоящему семьи первопроходцев. И все чаще здесь можно было видеть детские коляски с наследниками зародившихся на этой земле славных традиций.
        3 декабря. Прошло заселение первого камазовского общежития (4-06) в новой части города.
  24 декабря. На строительных площадках Камского комплекса заводов, а также в поселке Автозаводстроя и в общежитии 4-06 побывал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

        1972 год
    ...С берегов Енисея, где возводилась Красноярская ГЭС, в Набережные Челны прибыл Виктор Павлович Ластовка. Сначала он работал начальником участка на таких объектах, как районные очистные сооружения и станция очистки воды, начальником СМУ-14. Затем возглавлял Водстрой и Сельстрой. Перечень построенных им объектов в те незабываемые годы необычайно велик.
        29 января. На монтаже главного корпуса автомобильного завода был установлен первый 32-тонный блок покрытия. Эту работу уверенно выполнила бригада Юрия Злобина из управления №23 треста «Спецстальконструкция».
      Февраль. К строителям Камского автозавода и города Набережные Челны обратились с письмом прославленные герои первых пятилеток А. Г. Стаханов, А. Х. Бусыгин, М. И. Виноградова, И. И. Гудов и П. Ф. Кривонос.
        13 мая. В кинотеатре «Чулпан» прошел слет молодых челнинцев. Перед собравшимися выступил герой первых советских пятилеток А. Х. Бусыгин. Он призвал строителей и монтажников – участников великой эпопеи на берегах Камы – крепить трудовые традиции старших поколений.
        3 июня. В свободное от основной работы время комсомольцы КАМАЗа взялись на общественных началах за строительство в Новом городе летнего киноконцертного зала, который получил название «Гренада». Открытие его состоялось два с небольшим месяца спустя, 12 августа.
      19 июня. Бригада СУ-138 треста «Криворожстальконструкция» приступила к монтажу каркасов корпусов на площадке кузнечного завода.
  31 июля. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь завода крупнопанельного домостроения, рассчитанную на выпуск ЖБИ для ввода 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Руководил здесь строительством Марат Бибишев.
  12 сентября. В Набережные Челны прибыл второй тысячный отряд, сформированный из комсомольцев и молодежи казанских предприятий. Посланцев столицы республики встретили в речном порту руководители Камгэсэнергостроя во главе с его начальником, заместителем Министра энергетики и электрификации СССР, Героем Социалистического Труда Н. М. Иванцовым.
        5 октября. Сдано в эксплуатацию построенное в старой части города здание общетехнического факультета филиала Казанского инженерно-строительного института. На церемонии открытия учебного заведения Почетную ленту перерезал бригадир монтажников СМУ-61 домостроительного комбината (он же студент вечернего отделения) В. Филимонов.
      Декабрь. В главный корпус ремонтно-инструментального завода подано тепло, внутри началась активная подготовка к монтажу оборудования.
      3 декабря. В строй введена сооружавшаяся ударными темпами 4-километровая наземная теплотрасса от ТЭЦ КАМАЗа до РИЗа. Особой благодарности при этом заслужил коллектив СМУ-2 треста «Башсантехмонтаж».
    30 декабря. В свой первый рейс – от поселка ЗЯБ до Дворца культуры «Энергетик» отправился камазовский трамвай.
      31 декабря. Сданы в эксплуатацию сразу два объекта жизнеобеспечения города. В промкомзоне – новый хлебозавод № 1 производительностью 140 тонн хлеба в сутки. Плюс к тому – мощности мясокомбината, рассчитанные на обработку в смену 60 тонн мяса и на выпуск пяти тонн колбасных изделий, а также 3,5 тонны полуфабрикатов.

        1973 год
        Это был период, когда решались труднейшие тематические задачи. Предстояло сдать в эксплуатацию ремонтно-инструментальный завод, загерметизировать корпуса других заводов КАМАЗа и подать в них тепло, ввести 300 тысяч кв. м жилья.
      1 января. В местных газетах под заголовком «Быстрее, лучше, с меньшими затратами!» опубликовано открытое письмо, с которым обратились ко всем строителям Камского автогиганта и города Набережные Челны бригады Р. Салахова, В. Деребизова, В. Филимонова, У. Наурбиева, Н. Абдуллина, Р. Сабирзянова, Н. Аглямова, А. Слободенюка, В. Васина и Н. Шемякина. Эти коллективы дали слово выполнять месячные задания не менее чем на 150 процентов. Более того, некоторые из них взяли на себя обязательство «Каждый работает за двоих!»
        2 января. Была открыта детская больница № 1 (главврач Р. Щебланова) на 100 коек.
    4 января. Учрежденными в честь 50-летия со дня образования СССР юбилейными Почетными грамотами Татарского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета ТАССР, Совета Министров республики и Татоблсовпрофа награждены передовики производства на строительстве КАМАЗа и города. В их числе автоскреперисты У. Наурбиева, штукатуры-маляры А. Скороходовой, монтажники Д. Загребельного (трест № 7 ММСС), плотники-бетонщики Л. Кольцова (Металлургстрой), монтажники П. Зрелова (Главмосстрой) и другие. Звания «Бригада имени 50-летия СССР» удостоены коллективы, которые возглавляли Р. Ганеев (Спецстрой), В. Мавликов (Жилстрой-1), Н. Шемякин (Металлургстрой) и Г. Ермакова (Жилстрой-2).
      8 января. На первенце КАМАЗа, в цехе механизации и автоматизации ремонтно-инструментального завода, рабочие А. Акиньшин, А. Морозов, И.Иванкевич, А. Фалалеев, А. Киреев и В. Дедков установили на фундамент первый станок.
        11-14 января. В гостях у строителей, монтажников и камазовцев в Набережных Челнах побывали выдающиеся советские спортсмены, олимпийские чемпионы. Среди них были Л. Турищева, В. Борзов, А. Медведь, П. Болотников, А. Назмутдинова, а также члены сборной СССР по хоккею с шайбой Б. Майоров, И. Ромишевский, В. Харламов, А. Мальцев и В. Шадрин.
        15 февраля. Перенимая опыт Главмосстроя, бригады монтажников Р. Салахова и П. Комиссарова начали осваивать поточный метод производства работ на объекте (дом 5-05 в Новом городе). Своими главными целями они считали при этом повышение в полтора раза производительности труда, сокращение сроков строительства, улучшение его качества, рост зарплаты на 15-20 процентов.
        14 марта. На РИЗе в режиме пуско-наладки была изготовлена первая деталь – опора для задней рессоры грузовика «КАМАЗ». В этом процессе приняли участие слесарь-инструментальщик А. Киреев, токарь Н. Ягуткин, фрезеровщик Г. Афонин и электросварщик А. Молодцов.
    Май-июнь. В этот период на строительстве КАМАЗа и города побывало несколько групп аккредитованных в Советском Союзе корреспондентов газет и журналов, радио и телевидения, информационных агентств США, Италии, ФРГ, Японии, Швейцарии, Уругвая, Венесуэлы и Польши.
        Апрель. Бюро Набережночелнинского горкома КПСС, исполком городского Совета и президиум горсовета профсоюзов учредили звание «Ударник строительства КАМАЗа». Первыми его обладателями в канун Первомая стали лучшие из лучших – бригадиры К. Альчиков, Н. Аглямов, З. Галак, Р. Ганеев, Г. Геворгян, Р. Заляев, А. Зотов, Д. Легкая, В. Мавликов, А. Новолодский, У. Наурбиев, Р. Салахов, Р. Сабирзянов, В. Филимонов, В. Шатунов, Н. Шемякин, Х. Юнусов, Г. Филяшина, А. Анашкин, В. Деребизов, Д. Загребельный, И. Сибгатуллин, а также машинист экскаватора М. Носков, ризовцы А. Акиньшин и А. Морозов.
  26 апреля. Начались работы на площадке одного из важнейших объектов пригородной сельскохозяйственной зоны – Набережночелнинского тепличного комбината. Он будет уступать по площади закрытого грунта лишь Московскому и Ленинградскому собратьям. Вертикальная планировка здесь была доверена бригаде автоскреперистов Н. Меркурьева (УМСГ).
      28 апреля. По итогам работы в первом квартале 1973 года бригадам маляров Н. Отюбриной (Соцкультбытстрой), плотников-бетонщиков Л. Станкевича (Автозаводстрой), монтажников Р. Салахова (ДСК), монтажников Г. Зуйкова (трест №7 ММСС), скреперистов И. Рогачева (УМС) и комплексной Л. Половникова (Металлургстрой) вручены Красные знамена Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР.
        Июнь. Токарь цеха механизации и автоматизации РИЗа В. К. Невьянцев выступил с почином «На новом оборудовании – наивысшую производительность труда!»
        6 июня. На конвейере крупноблочной сборки металлоконструкций для корпуса завода двигателей собран 1000-й блок покрытия. Эту работу выполнили монтажники участка № 1 Челнинского треста «Стальмонтаж» во главе с В. Казаковым. Всего для устройства кровли на объекте требовалось 1200 таких блоков.
          11 июля. Товарищи по работе проводили своих бригадиров Вазыха Мавликова и Виктора Шатунова в Москву. Там они присоединялись к делегации для выезда в Берлин на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
      30 июля. Вышел приказ по Минавтопрому СССР об организации Камского автомеханического техникума.
        31 июля. В этот день был принят бетон в последний фундамент на площадке корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. По случаю завершения работ по монолитному основанию самого большого здесь объекта состоялся митинг. На нем выступили начальник СМУ-24 Металлургстроя А. Рапопорт, бригадиры Н. Шемякин, Г. Левин и другие.
        25 августа. В речной порт КАМАЗа пришло и встало под разгрузку первое судно, которое доставило прессы фирмы «Комацу» для прессово-рамного завода. Уникальное сооружение на берегу Камы возвели генподрядчики из Плавстрой- отряда-21 треста «Волгодонгидрострой». Основная нагрузка при этом легла на плечи монтажников В. Платонова, В. Бутченкова, Ю. Гажавина и плотников И. Туканова.
      1 сентября. Хорошая новость пришла из бригады У. Наурбиева (УМС). В августе она установила новый всесоюзный рекорд на выработке объемов грунта скреперами – 262 тысячи кубометров при плане 160 тысяч. Кстати, наурбиевцам же принадлежали и предыдущие достижения – 250 тысяч кубометров в 1971 году и 255 тысяч в 1972-м.
    Сентябрь. В начале месяца на конвейере сборки кровельных покрытий автомобильного завода укомплектован 1000-й блок. Этим были заняты монтажники А. Хомченко из Спецпромстроя и кровельщики М. Трофимюка. Немного позднее «тысячник» установила на колонны каркаса основного корпуса бригада А. Цыплакова из треста «Стальконструкция».
      29 сентября. Накануне Дня машиностроителя вышел первый номер многотиражной газеты «Рабочий КАМАЗа» (ныне «Вести КАМАЗа») – печатного органа Камского производственного объединения по производству большегрузных автомобилей. Первым ее редактором был Валерий Аракчеев.
Октябрь. Государственная комиссия подписала акт сдачи в эксплуатацию пускового минимума объектов районных очистных сооружений.
      8 октября. По улицам и проспектам Набережных Челнов прошли первые трамваи с пассажирами. Право вести вагон № 1 было предоставлено Александре Сафоновой – победительнице прошедшего накануне конкурса профессионального мастерства среди водителей.
      Ноябрь. Введен в строй первый энергоблок ТЭЦ КАМАЗа. Рекомендован госкомиссией к серийному производству созданный на Ярославском моторном заводе дизельный двигатель для автомобиля «КАМАЗ».
      6 ноября. Впервые распахнул свои двери Дворец культуры «Энергетик». В этот день здесь состоялось торжественное собрание, посвященное 56-й годовщине Великого октября. На митинге перед собравшимися выступили заместитель Министра энергетики и электрификации СССР – начальник производственного объединения «Камгэсэнергострой» Н. Иванцов, секретарь парткома этого объединения Б. Болдырев и начальник Соцкультбытстроя А. Котвицкий.
      25-26 ноября. Начата подача тепла на вентвставки корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. Считанные дни остались до полной герметизации сооружения. С предельным напряжением сил здесь трудятся бригады СМУ-24 Металлургстроя, Спецпромстроя, Татэлектромонтажа, Башсантехмонтажа, Промвентиляции, Союзшахтмонтажа, Южуралэлектромонтажа.
    28 ноября. На корпусе завода двигателей смонтирована последняя стеновая панель. Право установить ее завоевала бригада Ю. Павлова из СМУ-4 Автозаводстроя. Таким образом, был завершен важный этап – объект готов к приему тепла! На митинге слово брали главный инженер этого управления В. Айзин, директор завода В. Поташов, бригадиры В. Селезнев и Ю. Павлов.
      30 ноября. В экспериментальном цехе на территории РИЗа бригада слесарей-сборщиков во главе с Г. Мельником приступила к комплектованию деталей и узлов для опытной партии автомобилей «КАМАЗ». Эту работу начали А. Соснин, А. Миронов, Н. Нациокс, К. Ахметшин, Л. Чумаченко, Н. Зиновьев и В. Разяков.
  15 декабря. Бригады Московского и Ижевского управлений треста «Спецстальконструкция» завершили монтаж каркаса главного корпуса автомобильного завода (в осях 56-193).
      Декабрь. Монтажники во главе с бригадиром А. Московцевым из Главмосстроя установили рекорд, собрав за 17 дней корпус 144-квартирного дома.
        Декабрь. Подписан акт о приемке в эксплуатацию родильного дома № 1 (главврач З. Кашапова) на 100 коек. В строй действующих вступили также Камский экспериментальный завод металлоконструкций (его проектная мощность – 21,2 тысячи тонн продукции в год) и городской молочный завод для переработки 150 тонн молока в смену (его строительством руководил Л. Витковский).

1974-1976 гг.: период предельного напряжения сил

        1974 год
      В это время на стройке самое широкое распространение получил такой девиз, как «Совместно построим – досрочно освоим!» В подразделения Камгэсэнергостроя и других подрядных организаций влились несколько тысяч заводчан.
    Январь. Начальником производственного объединения «Камгэсэнергострой», руководителем великой стройки на берегах Камы назначен Владислав Александрович Фоменко. В этом качестве он плодотворно работал пять с небольшим лет.
    6 января. Бригада плотников-бетонщиков Ю. И. Лазарева из СМУ-5 Автозаводстроя выполнила последний фундамент под каркас главного корпуса автомобильного завода.
  8 февраля. В корпусе № 1 кузнечного завода подготовлен первый фундамент под основное технологическое оборудование. С этим заданием справилось работавшее в СМУ-1 Автозаводстроя звено камазовцев, которое возглавлял Валерий Долинский.
  22 марта. Монтажники Владимира Тазеева из Ижевского управления треста «Спецстальконструкция» установили на колонны каркаса автомобильного завода последний, 1440-й блок покрытия.
      30 марта. На заводе ячеистых бетонов в этот день бригадой В. Киреева был сформован миллионный кубометр железобетона. Право выполнить это почетное задание завоевали рабочие А. Белов, Ш. Зарипов, А. Кузьмин, Р. Белова и М. Хамидуллина.
      4 апреля. Бригада В. Ваулина смонтировала два первых станка в ремонтно-механическом цехе завода двигателей.
      11 июля. Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.
    2 сентября. Начался монтаж оборудования на кузнечном заводе. Здесь был установлен первый радиально-сверлильный станок. В этой работе участвовали Б. Сергеев, Ю. Чуберкис, М. Крысенко, А. Данченко, Е. Климов, Ю. Пронин, Н. Сурин и Г. Князева.
  28 ноября. На автомобильном заводе приступили к монтажу металлоконструкций главного сборочного конвейера (ГСК). Этим здесь занялась бригада Владимира Осипенко из ЧМУС треста №7.
Декабрь. Автозаводстрой, ставший на сооружение Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей основной генподрядной организацией, сдал в эксплуатацию пусковой комплекс первенца КАМАЗа – ремонтно-инструментального завода.
      2 декабря. Положено начало установке технологического оборудования и на прессово-рамном заводе. Право на монтаж и запуск первых станков здесь предоставили передовикам производства В. Гладких, Н. Подлесному, Н. Киевчику и Н. Доценко.
10 декабря. С этого дня пошел отсчет изготовления продукции – штамповой оснастки – на кузнечном заводе. Первые ее детали выдали на-гора победители соревнования В. Марасин, С. Петров, Ю. Драгоруб, В. Калошин, В. Колкотин, Г. Глинцов, А. Конов и В. Волков.

        1975 год
      Для всех, кто был так или иначе причастен к строительству Камского автозавода, наступило время решающего сражения на трудовом фронте. Считанные месяцы оставались до намеченного на февраль 1976 года выпуска первых большегрузных автомобилей. И теперь все и вся в Набережных Челнах подчинялось достижению этой значимой для страны созидательной цели. Счет здесь стали вести каждому рабочему дню…
      Напряжение на площадке строящегося КАМАЗа достигло апогея. По трем союзным министерствам (энергетики и электрификации, монтажных и специальных строительных работ, автомобильной промышленности) вышел единый приказ, в котором нашли отражение мероприятия и поручения, направленные на ускоренное «устройство технологических нулей» (полов и фундаментов), развертывание массового монтажа и пуско-наладки оборудования, на подготовку производства большегрузных автомобилей.
      Январь. В трудовых коллективах Камгэсэнергостроя, главного управления Минмонтажспецстроя и КАМАЗа практически повсеместно состоялись собрания. На них рассматривалось положение дел на пусковом минимуме, намечались пути, обеспечивающие своевременную реализацию поставленных задач. Занятые сдачей производственных площадей бригады, которые лишь условно можно было назвать строительными, так как они в большинстве своем состояли из заводчан, поддержали инициативу комсомольско-молодежного коллектива во главе с будущим автосборщиком Фаридом Исяновым. Ее смысл заключался в том, чтобы ежемесячно выполнять задания по подготовке технологических нулей в корпусах заводов на 150 процентов.
    Предстояло также уложиться в директивный график монтажа и пуско-наладки 7500 единиц оборудования, а также выпустить установочные партии поковок, отливок, деталей и узлов автомобиля «КАМАЗ». Поражала также воображение плановая цифра (445 тыс. кв. метров) на строительстве жилья.
      Центр тяжести масштабной созидательной работы, судя по всему, будет постепенно смещаться в сторону КАМАЗа. Для участия в монтаже станков, агрегатов и автоматических линий отмобилизовано около 10 тысяч заводчан. На ведущих предприятиях Минавтопрома СССР размещаются заказы на проектирование и изготовление оснастки, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента, на выпуск деталей и узлов камских грузовиков. Их модификации, которые будут собираться на главном конвейере в 1976 году, уже прошли межведомственные испытания и приняты к производству, правда, с рекомендациями по усовершенствованию ряда позиций. За оставшееся до начала выпуска машин время службы управления главного конструктора должны были «довести» опытные образцы до самых высоких стандартов.
      Январь. Хорошая новость пришла в Набережные Челны из Москвы. Коллектив Автозаводстроя признан победителем социалистического соревнования среди организаций Министерства энергетики и электрификации СССР по итогам четвертого квартала 1974 года. Таким образом, переходящее Красное знамя Минэнерго СССР остается здесь четвертый раз подряд!
    Январь. В течение месяца на КАМАЗе родились два почина. Сначала фрезеровщики цеха вспомогательного инструмента ремонтно-инструментального завода А. Самченко и Ф. Тукшаитов стали инициаторами движения под девизом «Новейшее оборудование – на социалистическую сохранность!» А затем на том же предприятии комсомольско-молодежная бригада А. Гребенщикова из энергослужбы выступила с инициативой «Трудовую и общественную дисциплину – под коллективную моральную и материальную ответственность!»
      5 января. Состоялось первое подведение итогов социалистического соревнования среди бригад заводчан, занятых наряду с подрядчиками подготовкой и сдачей под монтаж оборудования производственных площадей в корпусах КАМАЗа. Наилучших результатов добился коллектив во главе с Фаридом Исяновым (автомобильный завод). Второе место присуждено двигателистам Владимира Галяткина, третье – литейщикам Виктора Трача.
        31 января. На КАМАЗе были подведены итоги работы отдела технического обучения по подготовке кадров. Отмечалось, в частности, что в период с 1971-го по 1974 год на ведущих предприятиях Министерства автомобильной промышленности СССР прошли стажировку 27 тысяч человек.
      Февраль. В течение первой декады месяца состоялись совместные собрания рабочих кузнечного, литейного заводов и строителей СМУ-1 Автозаводстроя и СМУ-24 Металлургстроя. На них шел разговор о более эффективном взаимодействии с целью выполнения качественно и в срок планов на год. Число камазовцев, откомандированных в строительные организации для оказания помощи в сдаче производственных площадей, достигло 10 тысяч человек. Для преодоления сложившегося в начале года отставания от графика строительно-монтажных работ были созданы комплексные потоки по «устройству технологических нулей».
      4 февраля. Прошло совместное собрание рабочих кузнечного завода и СМУ-1 Автозаводстроя. После активного обсуждения вынесенных на повестку дня вопросов было принято совместное постановление, направленное на безусловное выполнение планов и взаимных по отношению друг к другу обязательств в 1975 году.
    10 февраля. В корпусе автомобильного завода была произведена пробная прокрутка главного сборочного конвейера на участке (пока длиной 192 метра) сборки шасси автомобилей «КАМАЗ». Собирала и устанавливала здесь стойки, тележки, цепи и электродвигатели уже упоминавшаяся бригада слесарей-монтажниов В. Осипенко. Помогали им в этом рабочие цеха сборки и испытаний автомобилей А. Альтергот, В. Котенков и Ф. Фрайберг, инженерную поддержку оказывали начальники участков В. Зайцев и В. Подлесный, начальник цеха В. Лямин и его заместители Г. Казаков и И. Блинов.
        20 февраля. На заводе двигателей началась установка станков для первой автоматической линии, предназначенной для обработки крышек коренных подшипников. Этому предшествовал эмоциональный динамичный митинг, на который пришли строители, монтажники и дизелисты – все те, благодаря усилиям которых и настал долгожданный день. Перед собравшимися выступили директор завода В. Поташов, наладчик Г. Кора и бригадир А. Кузнецов. Три станка установила тогда сборная группа – в нее были включены представители генподрядного СМУ-4 Автозаводстроя (А. Юргенсон), монтажников и заводчан. Вот их фамилии – А. Сайфутдинов, Н. Лысенко, Ю. Дмитриев, Н. Хабибуллин, В. Чесноков и Н. Баландин.
        5 марта. С приходом весны на автомобильном заводе произошло знаменательное событие. Здесь начался монтаж технологического оборудования – был установлен первый станок. За право участвовать в этом почетном деле по призыву бригад В. Казанцева и Н. Демченко соревновались в течение года и молодежные, и «возрастные» коллективы. Победительницей же по факту стала бригада Ю. Рыбакова.
    17 марта. Произведена на литейном заводе установка первого (токарно-винторезного) станка, ознаменовавшая начало большого монтажа. Почетное право выполнить это задание завоевали члены комсомольско-молодежной бригады Евгений Лещенко, Геннадий Баштанюк, Александр Дуеник, Юрий Левашкин и Александр Копцев.
        1 апреля. На прессово-рамном заводе начат монтаж линии для выпуска лонжеронов, изготовленной японской фирмой «Комацу». Эти работы ведет бригада И. Зайцева из «Двигательмонтажа». На одном из участков – там, где предстоит поставить пресс усилием 6 тысяч тонн, работают слесари-монтажники И. Алешин, А. Кузнецов и А. Якунин. Свои операции они стараются завершать с опережением отведенного по графику срока.
      5 мая. В этот день отмечался 10-летний юбилей многотиражной газеты «Камские зори» – печатного органа производственного объединения «Камгэсэнергострой». Кстати, она единственная в городе была удостоена почетного звания «Ударник строительства КАМАЗа». Удостоверение и соответствующий Знак журналистам редакции вручила секретарь Набережночелнинского горкома партии Л. В. Шилова. Имена тех, кто выпускал издания или готовил для него публикации, тоже вошли в летопись великой стройки. Это – Константин Маркелов, Валерий Кабаков, Игорь Кузнецов, Юрий Котов, Инна Лимонова, Сергей Шкутко, Василий Бриль. Практически в каждом номере помещались исторические снимки, которые делал признанный фоторепортер Камиль Ситдиков.
    8 мая. На автомобильном заводе изготовлена первая деталь – крышка задней опоры силового агрегата.
  9 мая. К 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в поселке Гидростроителей открыт мемориальный комплекс «Родина-Мать» (скульптор И. Ханов, архитектор Р. Насыров) со Стеной памяти и Вечным огнем.
      20 мая. В первом корпусе кузнечного завода специалисты ЗПНУ-233 приступили к монтажу первых трех прессов усилием в 6300 тонн. Будущие эксплуатационники оказывают монтажникам существенную помощь, обслуживая мостовые подъемные краны и занимаясь подготовкой фундаментов.
  22 мая. В корпусе стального литья литейного завода положено начало работам, связанным с установкой четырех автоматических печей для термообработки отливок. Это задание выполняет бригада Н. Зиганшина.
    26 мая. В корпусе серого и ковкого чугуна литейного завода бригада Ивана Казанцева из СМУ-24 треста «Союзшахтспецмонтаж» приступила к монтажу первой печи.
    30 мая. С хорошими показателями завершил этот месяц коллектив цеха штамповки деталей шасси автомобиля прессово-рамного завода. Тесное взаимодействие со специалистами «Двигательмонтажа» позволило сдать под пуско-наладку 50 единиц прессов (или на четыре больше, чем планировалось). Одновременно здесь идет и изготовление продукции: освоено производство пяти наименований деталей шасси.
      Июнь. Состоялся первый выпуск специалистов в камазовском филиале Татарского общественного института патентоведения в Набережных Челнах.
  20 августа. В корпусе серого и ковкого чугуна литейного завода начался монтаж первой автоматической формовочной линии.
    10 сентября. На кузнечном заводе получена первая поковка – крестовина карданного вала автомобиля «КАМАЗ». Право на ее выпуск получили передовики производства В. Дунаев, Г. Гультяев, В. Малофеев, Г. Гладких, А. Цыпин и В. Букатин.
      14 сентября. На прессово-рамном заводе из деталей собственного изготовления была собрана первая рама. Эту работу выполнила бригада С. Ромашкова.
  24 сентября. На объектах КАМАЗа смонтирован миллионный метр воздуховодов. Выполнить почетное задание поручили бригаде В. Осьмакова из Челнинского управления «Промвентиляция».
      3 октября. Состоялась 2-я отчетно-выборная партийная конференция КАМАЗа. Здесь на 1976 год были поставлены две задачи. Первая – ко дню открытия XXV съезда КПСС выпустить в режиме пуско-наладки первые большегрузные автомобили. Вторая – сдать в эксплуатацию первую очередь строящегося комплекса заводов.
      5 ноября. В экспериментальном цехе корпуса цветного литья литейного завода проведена первая плавка в высокочастотной тигельной индукционной печи. Технологический процесс вела бригада Ю. Яшкина.
        5 ноября. В городе построен двухмиллионный квадратный метр полезной площадки жилья. Ордер на квартиру в доме 26-15 вручен лучшему слесарю-сантехнику СМУ-1 Камазстройтреста Н. Кошелеву.
  11 ноября. Введен в эксплуатацию пусковой минимум станции очистки воды, способный перерабатывать 70 тысяч кубометров воды в сутки.
      Декабрь. В Новом городе открылся специализированный рыбный магазин «Океан». Первых зрителей в двух залах (на 800 и 300 мест) принял кинотеатр «Батыр».
      30 декабря. Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди кузнечного завода.

        1976 год
    ...В результате очередной реорганизации в структуре Камгэсэнергостроя появилось Управление строительства «Отделстрой-2». Руководителем его долгие годы был Николай Сергеевич Рукин. Перечень объектов, где стараниями мастеров своего дела – в основном представительниц прекрасного пола – наводился «окончательный марафет», бесконечно широк. Это и гостиница «Татарстан», и кинотеатр «Россия» (теперь органный зал), и железнодорожный вокзал, и несколько ресторанов, и многое другое (перечисление заняло бы как минимум полстраницы нашей газеты – Прим. ред.).
      10 января. На заводе двигателей собраны два первых силовых агрегата. Право выполнить это почетное задание завоевала передовая бригада слесарей механосборочных работ во главе с И. Мягковым.
        12 января. На прессово-рамном заводе была задействована по заложенной в проекте технологии первая линия окраски кабин автомобиля «КАМАЗ».
        16 января. На автомобильном заводе по обходному варианту собрана первая кабина автомобиля «КАМАЗ».
        16 февраля. На главном конвейере автомобильного завода началась в пуско-наладочном режиме сборка большегрузных автомобилей «КАМАЗ». Почетное задание свести со стапелей машину под номером один выполнил экипаж из трех передовиков производства. Это были водитель-испытатель управления главного конструктора КАМАЗа Валерий Перетолчин, бригадир-камгэсэнергостроевец Рафис Сабирзянов и бригадир треста №7 Минмонтажспецстроя СССР Дмитрий Загребельный. К слесарям-сборщикам в этот день на всех позициях присоединились 140 победителей соревнования.
        17 апреля. В корпусе стального литья получена первая отливка.
  20 июня. В цехе капитального ремонта РИЗа (начальник В. М. Панкратов) успешно освоена мехобработка опор для блока цилиндров автомобиля «КАМАЗ». Изготовлено 17 комплектов этих деталей. А на заводе двигателей был установлен 1470-й, последний станок в автоматической линии «Ингерсолл», предназначенной для изготовления блоков цилиндров. Бригады В. Ведрова, В. Николаенко и А. Делянкина сейчас работают наладчиками – они заняты освоением технологических операций на смонтированных ими ранее агрегатах.
      24 июня. В Набережные Челны прибыли бойцы объединенного студенческого строительного отряда численностью 4 тысячи человек. Среди них – представители ряда московских вузов (авиационного, 2-го медицинского), а также институтов и университетов из Грузии, Армении, Узбекистана и Литвы.
        26 июня. Личные клейма вручены лучшим из лучших рабочих ремонтно-инструментального завода. Среди них – М. Исламгалеев, В. Ватагин, Л. Каргин, А. Оленюк, В. Колесников, Э. Эльке, Н. Курочкин и И. Неверов.
        3 августа. Премии Совета Министров СССР за наиболее выдающиеся проекты и строительство по ним крупнопанельных жилых домов была удостоена группа специалистов (20 человек). В их числе Г. Филиппов, Ф. Салимгареев, Б. Федотов, К. Беляев, В. Непомнящий, В. Перцев, С. Сулейманов, А. Горшков и В. Геркен.
      7 августа. В канун Дня строителя в доме 27/14 был сдан миллионный квадратный метр жилья, построенный челнинским ДСК. Символический ключ от квартир в этом крупнопанельном доме директор ДСК Марат Бибишев вручил заместителю генерального директора КАМАЗа по капитальному строительству Виктору Перцеву.
        10 августа. Была изготовлена первая партия продукции на Заинском заводе колес.
  Ноябрь. В коллективе автомобильного завода и среди двигателистов родилась инициатива: «Отработать во внеурочное время по 50 часов каждому на пусковых объектах первой очереди КАМАЗа!» Этот почин был подхвачен во всех структурных подразделениях автогиганта.
      28 декабря. Приняты в эксплуатацию первые очереди прессово-рамного и автомобильного заводов.
    29 декабря. Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди КАМАЗа.


1977-1981 гг.: вторая очередь автогиганта — в строю! Трудовой подвиг на Каме совершен!

      1977 год
      15 апреля. Указом Президиума Верховного Совета СССР с формулировкой «за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей» присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» бригадиру монтажников Заинского участка треста «Гидромонтаж» Н. Х. Аглямову, генеральному директору Камского объединения по производству большегрузных автомобилей Л. Б. Васильеву, бригадиру трубоукладчиков управления строительства «Спецстрой» Р. И. Заляеву, токарю Камского объединения по производству большегрузных автомобилей М. А. Исламгалееву, бригадиру монтажников домостроительного комбината производственного объединения «Камгэсэнергострой» В. П. Филимонову и начальнику производственного объединения «Камгэсэнергострой» В. А. Фоменко.
      Еще около четырех тысяч рабочих, инженерно-технических работников, служащих, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников, особо отличившихся при сооружении первой очереди КАМАЗа, награждены орденами и медалями СССР.
        12-13 мая. Член Президиума Верховного Совета СССР, первый секретарь Татарского обкома КПСС Ф. А. Табеев и председатель Президиума Верховного Совета ТАССР С. Г. Батыев вручили во Дворце культуры «Энергетик» ордена и медали отличившимся первопроходцам.
    1 сентября. Открыт Набереж- ночелнинский педагогический колледж. Его первым директором стала Л. И. Ризаева).
  7 ноября. С приподнятым настроением вышли камазовцы на праздничную демонстрацию трудящихся. Накануне, к 60-летию Великого Октября, на полтора с лишним месяца раньше срока они выполнили государственный план 1977 года, выпустив 15 тысяч большегрузных автомобилей.
    31 декабря. С главного сборочного конвейера КАМАЗа сошел 22-тысячный с начала года большегруз. Это означало, что страна получила дополнительно, в счет встречного плана, 7 тысяч машин.
        Декабрь. Введен в эксплуатацию булочно-кондитерский комбинат, рассчитанный на выпуск 34 тонн булочной и трех тонн кондитерской продукции в сутки.

      1978 год

    19 мая . Издан приказ об организации совхоза «КАМАЗ» – первого хозяйства в составе будущего агропромышленного комплекса автогиганта.
        1 сентября. В Набережных Челнах открылось медицинское училище. Его первым директором стала С. И. Федосова.
      2 ноября. Вечером, ровно в 20 часов по московскому времени, те подразделения Камгэсэнергостроя, которые участвовали в строительстве Нижнекамской ГЭС, приступили к ответственнейшему этапу работ – перекрытию полноводной реки.
        2 декабря. После того как скоординированными усилиями строителей, монтажников, механизаторов и автотранспортников река Кама, как писали тогда в газетах, была покорена, здесь началось заполнение Нижнекамского водохранилища.

        1979 год
      17 апреля. На литейном заводе осуществлена первая плавка из 440 тонн собранного школьниками Набережных Челнов металлолома.
        10 июня. С главного конвейера КАМАЗа сошел 100-тысячный большегрузный автомобиль.
    12 июня. На одно учебное заведение в городе стало больше. Вышел по Министерству культуры ТАССР приказ о создании единственного в республике Набережночелнинского училища искусств с тремя отделениями – инструментально-исполнительским, хореографическим и художественно-графическим. Первым директором училища искусств, которое вскоре открылось в торжественной обстановке 1 сентября, стал З. В. Мустафин.

        1980 год
      1 сентября. На базе общетехнического факультета КИСИ был открыт Камский политехнический институт. В составе новообразованного вуза было тогда два факультета – строительный и машиностроительный. Первым ректором КамПИ стал В. А. Саламашкин. В том, что здесь получил прописку столь перспективный институт, большая заслуга руководителей: городской партийной организации (Раиса Беляева), Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (Льва Васильева) и производственного объединения «Камгэсэнергострой» (Евгения Батенчука).
      1 сентября. В Набережных Челнах открылось еще одно среднее специальное учебное заведение – профессиональное торгово-кулинарное училище, где директором стал В. С. Суворов.
    31 декабря. Сдана в эксплуатацию и приняла первых пациентов многопрофильная больница скорой медицинской помощи (БСМП) на 800 коек. Ее главврачом был И. Ишкинеев.

        1981 год
        20 января. В этот день был собран первый полноприводный автомобиль «КАМАЗ-4310».
    16 февраля Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию второй очереди КАМАЗа.
    18 февраля. Указом Президиума Верховного Совета СССР с формулировкой «за выдающиеся успехи, достигнутые при строительстве второй очереди и освоение мощностей Камского объединения по производству большегрузных автомобилей» присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» бригадиру комплексной бригады производственного объединения «Камгэсэнергострой» Нигматулле Тухбатулловичу Абдуллину, начальнику производственного объединения «Камгэсэнергострой» Евгению Никаноровичу Батенчуку, бригадиру плавильщиков Камского объединения по производству большегрузных автомобилей Геннадию Петровичу Боровикову, бригадиру каменщиков производственного объединения «Камгэсэнергострой» Вазилу Салиховичу Мавликову и бригадиру наладчиков Камского объединения по производству большегрузных автомобилей Николаю Дмитриевичу Мальневу. Около четырех тысяч первопроходцев, отличившихся при строительстве второй очереди и освоении мощностей КАМАЗа, награждены орденами и медалями СССР.
        Редакция газеты «Доброхот» выражает искреннюю благодарность директору Музея трудовой славы КАМАЗа Надежде Петровой, старшему научному сотруднику Музея города Билалу Канееву, главному редактору газеты «Камские зори» Альфие Салимовой и члену Союза журналистов РТ Игорю Кузнецову за оказанную в подготовке этого номера помощь.




 
По теме
В октябре 2023 года  Управлением Россельхознадзора по Республике Татарстан АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»,
Только 72% татарстанских самоходных машин прошли ТО в 2023 году — это более 71 тысячи единиц техники, сообщил «Реальному времени» начальник Управления Гостехнадзора Республики Татарстан Альберт Бурганов.
Участники обмениваются опытом. На протяжении двух дней ведущие представители химической отрасли, производители аммиака и метанола обсуждают ход реализации инвестиционных программ и импортозамещения, сообщает АО «Аммоний».
На основании пункта 3 статьи 11.8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон), пункта 38 Правил государственной регистрации кормовой добавки, внесения изменений в документы,
Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.
Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан, проведена внеплановая проверка в отношении КФХ «Светлая ферма»,
Государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан проведен профилактический визит в рамках Федерального госу
Об этом сообщает пресс-служба Агентства инвестиционного развития РТ На первом в 2024 году Инвестиционном совете Татарстана зафиксированы рекордная сумма инвестиций и количество рабочих мест В числе проектов для реа
В рамках повышения экспортного потенциала предприятий Республики Татарстан с целью включения в реестр предприятий экспортеров  с начала  марта 2024 года Управлением Россельхознадзора по Республике Татарстан рассматривает
Специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан проведено выездное обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
Специалистами отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан на основании извещения, поступившего от ООО «Вэстлайн»,
16 марта 2024 года в аэропорту Казани государственными инспекторами отдела пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Управления Россельхознадзора по Республике Татар
В ряде отраслей экономики Татарстана наблюдается дефицит кадров. Работодатели Татарстана, принимающие в свои компании сотрудников из других регионов, могут рассчитывать на субсидию.
15 марта 2024 года сотрудники территориального управления Россельхознадзора по Республике Татарстан отдела пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте провели ветеринарный контроль в от
Сегодня гендиректор особой экономической зоны «Иннополис» Ренат Халимов отметил, что в планах на текущий год — расширить Лаишевскую площадку в составе ОЭЗ на 434 га за счет городского пространства «Смарт Сити Казань».
Андрей Шаронов, глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ, выразил мнение, что законодательство в области онлайн-торговли должно соответствовать уже сложившимся отношениям в отрасли,
Как ответили на запрос интернет-изданию «Реальное время» в Минсельхозе РФ, на 1 января 2024 года среднеотпускная цена на электрическую энергию, приобретаемую агропромышленным комплексом, на 4,2% выше,
Дворники и уборщицы в республике скоро закончатся — платить им нормально тарифы не позволяют «Так как население возмущается, все боятся поднять тарифы и закладывают в них только энергоносители: газ, воду, тепло.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
На пресс-конференции о текущей санитарно-эпидемиологической ситуации за март 2024 года заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Любо
Реальное время
В Татарстане за последнюю неделю выросла заболеваемость коронавирусом. Об этом на пресс-конференции в «Татар-информе» рассказала заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Любовь Авдонина.
ИА Татар-информ
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори