Авторынок разогнался к финишу

Продажи новых автомобилей в ноябре в России выросли на рекордные 80 процентов. По оценкам экспертов нашей газеты, в Набережных Челнах наблюдаются такие же тенденции, как и в целом по стране. Особенно их радует, что возвращается спрос в наиболее популярный до кризиса средний ценовой сегмент. Однако участники рынка говорят о восстановлении рынка с осторожностью, допуская, что продажи машин просядут из-за завершения госпрограммы утилизации. Это может произойти уже весной.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России за 11 месяцев. Они выросли на 28 процентов — до 1,7 миллиона машин, а за ноябрь — на 80 процентов, до 190 тысяч машин. Самой продаваемой маркой стал «ВАЗ». Лидеры среди иномарок — «Шевроле», «Киа» и «Рено». В декабре продажи будут на уровне ноябрьских, то есть составят порядка 200 тысяч машин, прогнозирует АЕБ, а рынок новых автомобилей в России в 2010 году, таким образом, составит 1,9 миллиона машин. Это означает, что он вырастет к кризисному 2009 году на 30 процентов.

В Татарстане за три квартала 2010 года зарегистрирована 121 тысяча легковых автомобилей. Причем иномарки составили почти половину купленных машин — 43 процента. Для сравнения: за весь прошлый год было зарегистрировано 126 тысяч автомобилей. По данным управления ГИБДД МВД по РТ, на 1 ноября 2010 года татарстанский автопарк насчитывал 936 тысяч транспортных средств. Самый продаваемый бренд — также «ВАЗ», по итогам девяти месяцев зарегистрировано свыше 20 тысяч новых машин этой марки. В пятерку лидеров также входят «Дэу», «Шевроле», «Рено» и «Киа».
— Тенденции в нашей компании такие же, как и по всему российскому рынку, — отметил в беседе с корреспондентом «Челнинских известий» владелец ТТС Вячеслав Зубарев . — Рост был предсказуем уже в начале года, я, по крайней мере, ожидал нечто подобное, только трудно было спрогнозировать конкретные цифры. Рост оказался даже выше ожидаемого. Правда, не стоит забывать низкую базу 2009 года, и пока рано говорить о достижении российским рынком показателей 2008 года. Что касается нашей компании, то мы идем опережающими темпами, наша доля рынка прирастает.
В 2011 году, по ожиданиям Вячеслава Зубарева, в экономике не должно быть никаких серьезных потрясений:

— Прогнозировать сегодня достаточно сложно, это нужно делать с оговорками, потому как кризис показал, что действовать нужно осторожно. Думаю, что будет наблюдаться умеренный рост продаж автомобилей в пределах 25 процентов, и если не случится ничего сверхъестественного, то через год-два, я думаю, мы сможем выйти на показатели 2008 года, когда был максимальный уровень продаж.

Практически все наши собеседники опасаются замедления темпов роста продаж автомобилей по окончании госпрограммы утилизации старых автомобилей. Анализ показывает, что за апрель-ноябрь договоры купли-продажи машин по программе утилизации составили 15 процентов рынка. Между тем, наблюдатели считают, что действие данной программы может завершиться уже весной 2011 года, а не осенью, как прогнозирует Минпромторг РФ. Ведь по данной программе в месяц контрактуется порядка 50 тысяч машин, соответственно, 13,5 миллиарда рублей бюджетных денег, выделенных на реализацию программы, закончатся достаточно быстро.

Если это случится, то сильнее всего пострадает АвтоВАЗ, на долю которого приходится 87 процентов автомобилей, реализованных через программу утилизации. Кстати, на недавней встрече в Казани министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов и вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Артем Федосов договорились о том, что на 2011 год в Татарстан поступит 37 тысяч автомобилей разной комплектации. По данным на 2 декабря, в РТ дилерскими центрами выдано 19664 свидетельства об утилизации, продано по программе 15958 автомобилей, в том числе 13875 автомобилей семейства «Лада». На начало декабря в РТ в очереди на получение машин стоят 3706 человек, порядка 80 процентов из них – на автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ».

Как нам сообщили в автосалоне компании «Авто-1», с начала года ими реализовано свыше 2800 автомобилей «ВАЗ», почти две трети из которых приходится на программу утилизации. А руководитель Департамента информации и общественных связей ОАО «Соллерс-Набережные Челны» Лилия Оболонская поделилась, что без учета грузовых автомобилей с начала года по России выдано 3504 свидетельства об утилизации, передано покупателям 2747 автомобилей. По Татарстану цифры соответственно 1584 свидетельства и 1085 машин.

Надо признать, что аналитики «Соллерс» зря не поверили в быстрое восстановление рынка. Из-за этого сейчас они теряют часть доходов, поскольку потенциальным покупателям «Фиатов» приходится ждать их появления в автосалонах по два и более месяца.

Как рассказал «Челнинским известиям» генеральный директор челнинского дивизиона «Таттранском Холдинг» (автосалоны «Сапсан») Азамат Джантаев , также у них есть очередь на «Шкоду».
— По остальным машинам особой очереди нет, в ноябре мы продали порядка 230 автомобилей в двух автосалонах «Сапсан» на проспекте Хасана Туфана и на площади возле железнодорожного вокзала. Что касается самых популярных автомобилей, то радует возвращение спроса на средний ценовой сегмент, в частности, марку «Ситроен». В 2011 году по России ожидается рост авторынка на 20 процентов. Мы же планируем в феврале начать продажу всей линейки бренда «Фольксваген», хотим активизировать продажи «Ауди», поэтому в целом по компании ожидаем рост до 45-50 процентов. На 2010 год планы у всех были достаточно скромные и осторожные, но сегодня рынок восстановился, те же банки с удовольствием выдают автокредиты. К слову, около половины автомобилей, продаваемых в наших автосалонах, оформляется в кредит. Поэтому на 2011 год ожидания оптимистичные — практически у всех дистрибьюторов, с которыми мы работаем, заявок больше, чем может произвести завод. В целом мы считаем, что ожидается стабильный рост вплоть до 2014 года, — отметил Азамат Джантаев.

Существует очередь за новыми автомобилями и в ТТС. Причины ее возникновения Вячеслав Зубарев объясняет так:
— В начале года многие производители, обжегшись на кризисе, перестраховались и составили себе осторожные бизнес-планы. Но поскольку спрос восстанавливался достаточно быстро, то и производители пересмотрели свои планы и увеличили объем выпускаемых автомобилей. Тем не менее, очередь на некоторые машины все же существует. Это в основном бюджетные машины, такие, как «Фольксваген Поло», «Рено Логан», а также некоторые автомобили из премиум-сегмента. Скажем, «Порше Кайенн» в большом дефиците, а также «БМВ» третьей серии.

Эксперты «Челнинских известий» считают, что в 2010 году в Набережных Челнах будет продано около 8000 иномарок и раза в полтора больше автомобилей «ВАЗ». Для сравнения: в 2006 году в Набережных Челнах был зарегистрирован 14641 новый автомобиль, в 2007-м — 20674. В 2008 году разразившийся кризис отразился на статистике: к концу года в нашем городе был продан 19121 автомобиль, то есть на 7,5 процента меньше, чем в предыдущем году. А в 2009-м, на который пришелся пик кризиса, челнинцы приобрели всего 5433 автомобиля — в 3,5 раза меньше!

Подводя итоги, можно сказать, что отечественный авторынок, начавший год ни шатко ни валко, набрал к его концу приличную скорость. Что же касается традиционных скидок, которые появляются в начале года на автомобили, произведенные в предыдущем году, то во всех автосалонах по этому поводу ответ был один:
— Проблемных остатков в этом году нет, поэтому глобальных скидок в начале 2011 года не ожидается.

На другой ответ рассчитывать, собственно, и не стоило. Было бы странно, если бы все автосалоны как один сказали, мол, не торопитесь с покупкой автомобиля, в январе-феврале будут большие скидки, подождите.

Автор статьи: Равиль САБИРОВ
 
По теме
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система